понедельник, 30 января 2017 г.

ЧТО ДУМАЮТ УКРАИНЦЫ О МЕД. РЕФОРМЕ? МИФЫ И НАБОЛЕВШИЕ ВОПРОСЫ

Валентин Крыловецкий,
юрист ILF
Конец 2016 года стал отправной точкой для медицинской реформы благодаря утверждению концепции реформирования финансирования системы здравоохранения. Старт изменений первыми поддержали на региональном уровне жители Чугуевского района Харьковской области, где в 14 крупных населенных пунктах района уже прошли общественные слушания. Здесь реформа первичного звена здравоохранения начнется с реорганизации Центра первичной медико-санитарной помощи из бюджетного учреждения в коммунальное некоммерческое предприятие. 

Во время общественных слушаний люди задавали множество вопросов, которые по нашему мнению, говорят о тех мифах и опасениях, волнующих сегодня украинцев в свете медицинской реформы. 

1. “Зачем нужна медицинская реформа? Что она изменит? Почувствуем ли мы изменения как пациенты?”

  • Станет в разы меньше бумажек. Большинство реестров обретут электронную форму, в том числе, будущий реестр пациентов, что станет подспорьем для создания электронной карты пациента. Благодаря e-health любой врач сможет видеть не только всю историю болезни пациента, но и лечение, которое ему назначалось, и сможет учитывать эти факторы при постановке диагноза и лечении. Врачи будут уделять внимание пациенту и его здоровью, а не заполнению десятков отчетов вручную. У пациента со временем появится электронная карта и история болезни, которую сможет посмотреть любой врач, назначая то или иное лечение. 
  • Появится новый орган - Национальная служба здоровья. Она будет распределять бюджетные деньги, контролировать качество медицинского обслуживания и    заключать договоры на обслуживание населения с реорганизованными больницами. 
  • Финансирование больницы будет зависеть от количества пациентов, которые выберут семейного врача этой больницы. Если пациент его меняет, то бюджетные деньги на его лечение направляются другой больнице. Т.е. больница будет заинтересована, чтобы пациент был доволен своим семейным врачом. Сегодня такой заинтересованности нет. Человек привязан к врачу и больнице по принципу прописки и вынужден ходить к нему. Сменить врача он может, но только в рамках региона, в котором он прописан, и эта процедура не опрелена. В противном случае пациент свободен ходить к другому врачу, например, в частную клинику и платно. 
2. “Придется ли мне дополнительно тратить деньги из своего кармана на какие-то страховые взносы для лечения, лекарства и так далее? Я заплачу больше государству, но все равно буду вынужден отдавать “благодарность” врачу, чтобы меня нормально осмотрели.”

Первичное звено (семейные врачи и терапевты) будет финансироваться за бюджетные средства и войдет в полном объеме в гарантированный государством пакет. Поэтому при получении первичной помощи дополнительные взносы, сборы и платежи не предусмотрены.

Сейчас медицина тоже декларируется как бесплатная, в чем будет принципиальная разница? В понятности и прозрачности этого вопроса для пациента и врача. Сегодня количество теневых платежей достигает двух третей от всех платежей в медицинской сфере и по данным Мирового банка около 60% стоимости медицинской помощи пациент оплачивает самостоятельно. Любая помощь от семейного врача, в том анализы и исследования, должна быть бесплатной. Что касается вторичной и третичной помощи, то государство может гарантировать только определенный их объем. Оставшуюся часть должен будет оплачивать пациент самостоятельно по единым официальным тарифам, действующим на всей территории Украины.

То есть будут понятные и официальные тарифы на оказание медицинской помощи, часть из них пациент будет оплачивать сам, а часть будет бесплатной. Но пациент будет знать кому, за что и сколько он будет платить, а не носить “благодарность” в кабинеты.

3. “Будут ли меня лучше обслуживать? Что надо сделать, чтобы мне дали адекватного врача? А что если я и вовсе не хочу обслуживаться в больнице по адресу прописки и у меня есть на примете другой врач из соседнего города?”

  • пациент сможет заключить договор на обслуживание с тем семейным врачом, которого он сам выберет (без ограничений и привязки к территории). Это может быть как семейный врач - предприниматель, так и врач из частной клиники или врач из государственной больницы);
  • от количества пациентов будет зависеть официальный доход (зарплата) врача, поэтому появится конкуренция за пациентов. Врач будет заинтересован оказать качественную медицинскую услугу и обеспечить индивидуальный подход к лечению пациента, тем самым, создавая с ним доверительные отношения.

4. “А если врача или больницу никто из пациентов не выберет из-за того, что они плохо работают или просто не нравятся? Их закроют/уволят?”
  • семейные врачи, которых не выберут пациенты, скорее всего будут вынуждены задуматься о смене подхода к обслуживаю, квалификации или, в крайнем случае, рода деятельности;
  • медучреждения, в штате которых будут “нелюбимые” пациентами врачи, не дополучат финансирования от Национальной службы здоровья. Это вынудит главных врачей изменить кадровую политику: заняться развитием старого персонала или формированием нового. 
В любом случае это приведет к развитию профессиональных и личностных компетенций врачей, а также главных врачей как менеджеров медицинского бизнеса. 

5. “Не будет ли реорганизация маскировкой закрытия больниц и сокращения работников? Что она даст пациентам?”

  • реорганизация - это процесс изменения юридической оболочки больницы (из бюджетного учреждения в некоммерческое предприятие), а не его ликвидация или создание нового учреждения;
  • это необходимо для того, чтобы у больницы и у главного врача как менеджера этого бизнеса появилось больше свободы для развития. Сегодня больницы скованы жесткими рамками бюджетного законодательства и главные врачи не могут влиять на эффективность больницы, врачей, на формирование необходимого по количеству и качеству штата персонала, на качество обслуживания пациентов и т.д. Реформа упростит и сделает прозрачнее государственное финансирование больниц, позволит врачам оптмизировать расходы, распоряжаться имуществом и формировать штат, т.е. работать по рыночным правилам, где пациент становится клиентом и есть конкуренция за пациента.
Опубликовано специально для Новое Время

Комментариев нет:

Отправить комментарий