В течение 2015 года Национальный банк Украины отозвал лицензию на осуществление банковской деятельности и инициировал процедуру ликвидации 43 банков. В 2016 году тенденция продолжилась и у Фонда гарантирования вкладов физических лиц (Фонд), как специального государственного органа, который осуществляет выведение неплатежеспособных банков с рынка, работы стало в разы больше.
Не остались в стороне и суды. Вопрос встал ребром, когда о праве рассматривать дела, возникающие на стадии ликвидации неплатежеспособного банка, «поспорили» административные суды, суды общей и хозяйственной юрисдикции.
По общему правилу, споры с участием Фонда рассматриваются в административных судах, о чем неоднократно заявлял Высший административный суд Украины [1].
Исключением является рассмотрение исков c участием Фонда в спорах, в которых он выступает не как орган власти, а как исполнитель обязательств по гражданско-правовым договорам от имени банка. Это подтверждается в одной из правовых позиций Верховного Суда Украины [2]. Суд заключил, что иск Фонда к должнику-юридическому лицу о взыскании долга должен предъявляться в рамках хозяйственного процесса, а иск о взыскании долга к поручителям-физическим лицам – в гражданском процессе.
Не остались в стороне и суды. Вопрос встал ребром, когда о праве рассматривать дела, возникающие на стадии ликвидации неплатежеспособного банка, «поспорили» административные суды, суды общей и хозяйственной юрисдикции.
По общему правилу, споры с участием Фонда рассматриваются в административных судах, о чем неоднократно заявлял Высший административный суд Украины [1].
Исключением является рассмотрение исков c участием Фонда в спорах, в которых он выступает не как орган власти, а как исполнитель обязательств по гражданско-правовым договорам от имени банка. Это подтверждается в одной из правовых позиций Верховного Суда Украины [2]. Суд заключил, что иск Фонда к должнику-юридическому лицу о взыскании долга должен предъявляться в рамках хозяйственного процесса, а иск о взыскании долга к поручителям-физическим лицам – в гражданском процессе.
Что касается споров с Фондом, возникающих на стадии ликвидации неплатежеспособного банка, то суды планомерно поддерживали практику их рассмотрения в административной юрисдикции. И казалось бы, это всех устраивало… Но не Верховный Суд Украины.
В одной из своих правовых позиций [3] суд лаконично указал, что на споры, которые возникают на стадии ликвидации неплатежеспособного банка, не распространяется юрисдикция административных судов. В силу ст. 12 Хозяйственного процессуального кодекса Украины и в логической связи с нормами специального законодательства, дела о банкротстве юридических лиц, в том числе, банков, подлежат рассмотрению в судах хозяйственной юрисдикции. По этому поводу уже публиковался материал в нашем блоге.
Так как истцом в деле выступало юридическое лицо, то логичным было предположение, что Верховный Суд Украины обязывает только юридические лица обращаться в хозяйственные суды с исками в делах, которые возникли на стадии ликвидации банка.
Но наихудшее подтвердилось в одном из последних решений Верховного Суда Украины, принятых в июне 2016 года [4]. Судьи постановили, что физические лица также обязаны подавать иски в делах, которые возникли на стадии ликвидации неплатежеспособного банка, лишь в рамках хозяйственного процесса. Учитывая, что правовые позиции Верховного Суда Украины обязательны к применению другими судами [5], стоит готовиться к огромному количеству «перебрасывания» дел из одного суда в другой. Вот только дела – не мяч, а судьбы людей и хрупкое будущее бизнеса.
Таким образом, споры, возникающие на стадии ликвидации неплатежеспособного банка, как при участии Фонда, юридических лиц, так и физических лиц, подсудны только судам хозяйственной юрисдикции.
Можно предположить несколько сценариев развития событий. Дела, которые находятся на рассмотрении в административных судах, под угрозой закрытия производства по делу. В этом случае необходимо обращаться с аналогичным иском в хозяйственный суд. Хозяйственные суды обязаны открывать производство в таких делах с учетом позиции ВСУ, но риск прекращения производства по делу остается (хозяйственный суд может ссылаться на ст. 21 ХПК, где физические лица не упоминаются в качестве истцов в хозяйственном процессе). Это стоит учитывать и при необходимости готовиться к обжалованию такого определения в апелляционной инстанции.
Оба варианта в любом случае затягивают процесс и усложняют без того нелегкую жизнь участникам споров на стадии ликвидации неплатежеспособного банка.
Михаил Баннов, юрист ILF
Михаил Баннов, юрист ILF
1.Постановление Пленума Высшего административного суда Украины «Об отдельных вопросах юрисдикции административных судов» № 8 от 20 мая 2013 года; Информационное письмо Высшего административного суда Украины № 992/11/14-14 от 25 июля 2014 года.
2.Постановление Верховного Суда Украины от 07 октября 2015 года в деле № 6-1521цс15.
3.Постановление Верховного Суда Украины от 16 февраля 2016 года в деле № 21-4846а15.
4.Постановление Верховного Суда Украины от 15 июня 2016 года по делу № 826/20410/14.
5.Статьи 111-28 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, 360-7 Гражданского процессуального кодекса Украины, 244-2 Кодекса административного судопроизводства Украины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий