Святослав Бартош, юрист ILF |
Автомобили с иностранными номерами в Украине не редкость. Особенно это заметно в приграничных районах нашей страны. Но ездят на таких авто отнюдь не иностранцы, а наши граждане. Многие задавались вопросом: "А так можно?".
Первый же запрос в Google выдаст вам предложения от фирм по покупке нерастаможенного б/у авто из Европы по супернизкой цене. Большинство из них убеждают потенциальных покупателей в законности использования такого автомобиля.
Предлагаю разобраться так ли это.
Для начала рассмотрим стандартный порядок ввоза автомобиля гражданами Украины для собственных нужд.
Каждый гражданин Украины имеет право абсолютно легально ввезти автомобиль на территорию Украины. Для этого:
- автомобиль должен отвечать экологическим требованиям "Евро-5" (с 01.01.2018 - "Евро-6");
- автомобиль необходимо снять с учета за границей (если это б/у автомобиль);
- необходимо предоставить документы, подтверждающие право собственности на автомобиль и его стоимость;
- необходимо оплатить таможенные платежи (таможенную пошлину, акцизный налог, НДС).
Сколько это будет стоить:
1.Ввозная пошлина - 10% от стоимости авто (для авто происхождением с ЕС в 2016 действует ставка 9,1%).
2.Налог на добавленную стоимость по ставке 20%. Но рассчитываются этот НДС по формуле:
20% * (стоимость автомобиля + сумма ввозной пошлины + сумма акцизного налога)
3.Акцизный налог - это тот платеж, который все время делал растаможку автомобиля очень дорогой и стимулировал схемы нелегального и полулегального ввоза.
Снижены ставки акциза не для всех
С первого августа ситуация кардинально меняется. Вступает в силу закон №1389-VIII от 31.05.2016, который в разы уменьшает ставки акцизов. Для среднего авто с бензиновым двигателем (объем 1 500 - 2 200 куб. см) ставка акциза снижается с 1,643 евро/куб. см. до 0,267 евро/куб. см.
Но сниженные ставки устанавливаются не для всех. По ставкам в полном размере (п.215.3.5-1 Налогового кодекса Украины) акциз уплачивается при импорте авто, которые:
- произведены до 01.01.2010;
- произведены на территории России или ввозятся с ее территории и с территории Крыма;
- ввозятся лицом в количестве более 1 в течение календарного года;
- отчуждаются лицом в течение 365 дней после его регистрации.
Для расчета акцизного налога необходимо умножить объём двигателя на ставку акциза.
Итого, стоимость растаможки импортного автомобиля зависит от объёма двигателя и стоимости самого автомобиля.
При этом определение стоимости зависит от способа ввоза:
- если гражданин сам ввозит автомобиль, то его стоимость будет равна цене, по которой он приобрел автомобиль (ч.1 ст.368 Таможенного кодекса Украины);
- если же автомобиль ввозится отдельно (в контейнере, на эвакуаторе), то к стоимости покупки нужно будет добавить стоимость транспортировки к приграничному пункту пропуска на территорию Украины (ч.2 ст.368 Таможенного кодекса Украины).
Не рекомендую специально занижать стоимость покупки транспортного средства. Если у таможенного инспектора возникнут подозрения в достоверности информации о стоимости авто, то он может потребовать дополнительные документы. Например, заключение оценщика или экспортную таможенную декларацию страны-продавца авто (п.7 Правил таможенного контроля и таможенного оформления т/с, которые перемещаются гражданами через таможенную границу Украины). Если же стоимость авто не будет подтверждена документально, то таможня имеет право самостоятельно определить ее стоимость на основании информации о стоимости подобных автомобилей (ч.4 ст.368 Таможенного кодекса Украины).
Транзит и временный ввоз
Теперь перейдем к полулегальным способам ввоза автомобиля. Самые популярные – это транзит и временный ввоз.
Их основные преимущества:
- можно ввозить автомобили постарше, а не только те, которые соответствуют требованиям "Евро-5";
- нет необходимости уплачивать таможенные платежи.
Схему с транзитом обычно используют жители приграничных районов. Каждый имеет право ввезти авто (не снятое заграницей с учета) в режиме транзита на срок до 10 дней (если транзит осуществляется между пунктами пропуска в зоне действия 1 таможни, то срок транзита не должен превышать 5 дней – ст.95 Таможенного кодекса Украины). В рамках этого срока авто, как правило "попадает в аварию" или якобы выходит из строя и очень долго ремонтируется на СТО. На самом деле все это время авто спокойно ездит по украинским дорогам. Не рекомендую использовать такую схему, поскольку она может закончиться уголовным делом за выдачу СТО липовой справки о ремонте авто.
Временный ввоз выглядит более законно.
По схеме временного ввоза либо иностранец ввозит свой автомобиль (ч.1 и 2 ст.380 Таможенного кодекса Украины), либо украинец – работник иностранной компании ввозит автомобиль, который принадлежит этой компании (Глава 18 Таможенного кодекса Украины, Стамбульская конвенция о временном ввозе). В первом случае автомобиль ввозится на срок до 1 года, во втором – до 3 лет.
Если кратко, то формально все должно выглядеть следующим образом: в первом случае иностранец ввозит авто якобы для себя (автомобиль для личного пользования) и иностранец не имеет права передавать авто кому-либо, а должен пользоваться им только лично (ч.4 ст.380 Таможенного кодекса Украины).
Во втором случае гражданин въезжает на территорию Украины для выполнения работ для компании- работодателя по перевозке товаров или пассажиров с территории Украины заграницу (транспортное средство коммерческого назначения), но не для внутренних перевозок (ст.8 Приложения С к Стамбульской конвенции). Авто также должно использоваться тем, кто его ввез, но такое право может быть передано другому работнику компании-собственника авто с разрешения таможни (ст.109 Таможенного кодекса Украины). Конкретный срок пребывания автомобиля на территории Украины определяет таможня в зависимости от времени, необходимого для выполнения перевозки (ст.108 Таможенного кодекса Украины). Поэтому ввезти транспортное средство по такой схеме на длительный срок можно либо коррупционным путем, либо очень грамотно составив документы от иностранной компании-собственника авто.
Существуют и вовсе нелегальные схемы ввоза. Например, когда авто ввозится без какого-нибудь оформления в пункте пропуска или вовсе вне границ пункта пропуска. Настоятельно не рекомендую использовать такие схемы, поскольку в случае выявления правоохранительными органами факта такого незаконного ввоза все закончится для вас как минимум конфискацией авто с уплатой штрафа в размере его стоимости.
Совершенно понятно, что чем менее легальная схема, тем дешевле автомобиль, но и выше риск понести ответственность за нарушение законодательства. Законодатель сделал первый шаг для легализации ввоза б/у автомобилей, существенно уменьшив ставки акциза. Пока только временно. Теперь слово за гражданами.
Конечно, всем хочется большего, но лобби "отечественного автопрома" пока сильнее.
Опубликовано на личном блоге "Обозреватель".
Комментариев нет:
Отправить комментарий