Иван Бондарчук,
юрист ILF
|
В таких случаях чиновники ссылаются на закон. В случае досрочного расторжения энергосервисного договора по собственной инициативе, заказчик должен выплатить энергосервисной компании всю цену договора (часть 11 статьи 5 Закона Украины «О внедрении новых инвестиционных возможностей, обеспечении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации»).
Звучит выгодно: инвестор ожидал окупить проект за 10 лет, а в случае досрочного расторжения договора окупит раньше.
А что должно произойти раньше: расторжение договора или выплата денежных средств? И как должна проходить процедура досрочного расторжения?
При дословном толковании текста закона эту процедуру можно понимать так: стороны сначала расторгают договор, а потом заказчик платит остаток цены договора.
В таком случае свои деньги ЭСКО скорее всего уже не получит, даже если заказчик захочет заплатить.
В момент расторжения договора у заказчика не будет денег на погашение его цены.
Органы казначейства проводят оплату бюджетных обязательств в рамках сметы бюджетного учреждения. Обязательства по энергосервисному договору становятся бюджетными после подтверждения экономии. К моменту расторжения договора в смете у заказчика, бюджетного учреждения, не будут заложены средства на выплату всей цены договора. Сумма бюджетных назначений по энергосервису зависит от сокращения расходов бюджета по статьям оплаты энергоресурсов. Она поэтапно включается в бюджет учреждения в течение всего срока договора в зависимости от размера достигнутой экономии.
Поэтому после расторжения энергосервисного договора на счету бюджетного учреждения не будет средств для выплаты компенсации ЭСКО.
В следующих бюджетных периодах выделение средств на оплату расторгнутого энергосервисного договора - маловероятно.
Основанием для бюджетного назначения должен быть действующий энергосервисный договор. А он уже расторгнут. Значит, бюджетное учреждение не сможет включить строку «оплата энергосервиса» в свою смету. Без этой строки орган казначейства, в котором открыты счета учреждения, не станет проводить оплату в пользу ЭСКО.
Обращение в суд не принесет скорого результата.
В случае отсутствия оплаты со стороны заказчика ЭСКО, конечно, может обратиться в суд за взысканием положенных денег. Суд с высокой долей вероятности удовлетворит такой иск и взыщет с бюджетного учреждения сумму, подлежащую выплате по договору.
Но исполнить такое решение будет сложно. Решения судов по взысканию денежных средств, как и оплату по счетам бюджетных учреждений, выполняют органы казначейства. Деньги бюджетных учреждений списываются с остатков на их казначейских счетах после оплаты труда сотрудников, энергоресурсов и коммунальных платежей и других защищенных расходов.
А это означает, что энергосервисной компании придется ждать, когда ее должник получит деньги на ремонт, закупку техники, капитальные инвестиции и т.д. Свои деньги ЭСКО может ждать несколько лет после решения суда.
Помните, что закон содержит лишь базовые гарантии для сторон энергосервисного проекта и необходимо расширять положения примерной редакции договора с учетом особенностей каждого проекта. Для избежания описанной ситуации, убедитесь, что ваш энергосервисный договор содержит условия, по которым договор не будет расторгнут до выплаты заказчиком положенной компенсации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий