понедельник, 18 июля 2016 г.

АЛЬТЕРНАТИВА ДОГОВОРУ О НЕКОНКУРЕНЦИИ

Михаил Гринькевич,
юрист ILF
Давайте представим ситуацию: один из менеджеров вашей компании уволился. Вооружившись ценным опытом и знаниями, он открывает собственный бизнес. В его распоряжении коммерческая информация и данные о клиентах и сотрудниках вашей фирмы. Лучших из них он переманивает к себе. Как результат - потеря кадров и сокращение дохода фирмы. 

Или другой сценарий: этот же менеджер уходит к конкурентам. Тогда ценная информация (список основных клиентов, информация о маркетинговой стратегии, о продукте и т.д.) попадает в руки ваших соперников. Исход событий тот же – бизнес теряет доход. 

За рубежом, чтобы предотвратить такие проблемы, работают соглашения о неконкуренции (non-competition agreement) и об отказе от переманивания (non-solicitation agreement). Подписав первое, работник обязуется не конкурировать с работодателем (не вести подобный бизнес или не работать на конкурента), а во втором случае - не переманивать его сотрудников или заказчиков. 

В виде отдельных контрактов или положений в трудовом договоре соглашения о неконкуренции применяются и в Украине. Эта практика пришла к нам вместе с представительствами международных компаний, которые внедряли положения о неконкуренции по аналогии со своими офисами в США или Европе. Но у нас подобные соглашения зачастую заключают при увольнении работника, иногда их даже оформляют в виде расписок.

Несмотря на практику заключения соглашений о неконкуренции, в Украине они не имеют юридической силы. В лучшем случае можно рассчитывать лишь на психологический эффект, который оказывает такое соглашение на сотрудника. В силу положений ст. 43 Конституции Украины, ч.1 ст. 27 и ст. 312 Гражданского кодекса Украины, ст. 9 Кодекса законов о труде Украины - договоры о неконкуренции и об отказе переманивать могут быть признаны недействительными судом. И взыскать штраф или ущерб за неисполнение обязательств по данным соглашениям законно не получится. Подтверждение тому судебная практика по делам: № 191 /215/14-ц http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/40234833 и № 2-397/09 http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/8500516 .

Альтернативой мог бы стать договор о неразглашении конфиденциальной информации (non-disclosure agreement, NDA). В отличие от договоров о неконкуренции, NDA носит законный характер и создаёт права и обязательства для подписавших его сторон. Данный контракт направлен на предотвращение неправомерного использования и разглашения секретной коммерческой информации. 

Если детально прописать перечень запрещенных к разглашению сведений, то это соглашение должно обязать работника не использовать их при работе на конкурента или для ведения собственного бизнеса. Но есть ли у вас возможность собрать доказательства разглашения конфиденциальной информации работником? Например, если информацию передали конкурентам по корпоративной электронной почте или через USB-носитель, то это можно зафиксировать с помощью специализированого ПО или технических средств.

Если подчиненный уволился и уже работает у конкурента, то получить доказательства разглашения практически невозможно. И привлечь его к ответственности за нарушение взятых на себя обязательств будет непосильным заданием. Поэтому договор о неразглашении не сможет стать полноценной альтернативой соглашениям о неконкуренции. 

В данной ситуации эффективней предпринять комплекс мер по усовершенствованию информационной безопасности компании. 

Например:
  1. Введите ограниченный режим доступа к коммерчески важной информации. Допускайте к ней только тех людей, которым она действительно необходима для работы.
  2. Регламентируйте использование конфиденциальной информации (копирование, распространение, хранение, уничтожение и т.д.).
  3. Установите программное обеспечение и технические средства, которые позволят мониторить утечку секретной информации, а также большое её накопление у конкретного сотрудника. В этом помогут специальные системы предотвращения утечек конфиденциальной информации (Data Leak Prevention, DLP). DLP-решения помогут фиксировать всевозможные действия с секретной информацией (создание, удаление, переименование, копирование и т.п.).
Применение указанных технических средств, а также режим доступа к информации нужно обязательно урегулировать в локальных актах компании. С их содержанием следует ознакомить каждого работника под роспись. Назначьте ответственных за контроль соблюдения режима конфиденциальности, зафиксировав такие обязанности в их должностных инструкциях. 


Пока закон не дает действенных методов борьбы с утечкой коммерческой информации через недобросовестных сотрудников, действуйте на опережение и совершенствуйте информационную безопасность вашего бизнеса. Это позволит свести к минимуму случаи, когда уход одного сотрудника ставит под угрозу весь бизнес.


Комментариев нет:

Отправить комментарий