четверг, 18 июня 2015 г.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ НАКАЗАНИЯ

Дмитрий Лазебный адвокат, старший юрист ILF
Дмитрий Лазебный,
Адвокат, старший юрист ILF
Необходимость внедрения института уголовных проступков в Украине назрела достаточно давно. Еще в 2008 году была принята Концепция реформирования уголовной юстиции Украины[1], призванная гуманизировать некоторые положения уголовного законодательства.
В соответствии с Концепцией, а также Планом мероприятий по ее реализации[2], предполагалось принять ряд законодательных актов, в частности, новый Уголовный процессуальный кодекс Украины[3], а также закон об уголовных и административных проступках.
Несмотря на бурные протесты и шквал критики УПК Украины был принят в апреле 2012 года, а начиная с 20 ноября того же года вступил в силу. Как ни странно, новый УПК Украины четко регламентировал особенности расследования уголовных проступков, не смотря на то, что самого понятия уголовного проступка законодательство на тот момент не знало (как и сейчас).
Таким образом, принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения уголовных проступков» № 2897 с одной стороны заполнит пробел в действующем законодательстве, с другой – либерализует вопросы уголовной ответственности за некоторые правонарушения.
Проект закона предполагает выделение в разряд уголовных проступков целого ряда составов действующих преступлений. В случае их совершения, после вступления в силу закона, наказание, а также иные уголовно-правовые последствия их совершения будут менее жесткими, нежели на данный момент.
Отметим также, что принятие данного закона, на наш взгляд, может повлечь за собой уменьшение нагрузки на следственные органы, судебную систему и, соответственно, пенитенциарную службу.
Подчеркнем, что либерализация уголовного законодательства путем внедрения института уголовных проступков довольно эффективная международная практика. К примеру, уголовное законодательство большинства европейских стран предполагает наличие двух, а в некоторых странах трех видов уголовно-наказуемых деяний (преступление – проступок – нарушение).
Так или иначе, об эффективности работы данного института в нашей стране, можно будет судить по прошествии некоторого времени с момента его внедрения.



[1] Концепция утверждена Указом Президента Украины от 08.04.2008 за № 311/2008
[2] План утвержден Распоряжение Кабинета Министров Украины от 27.08.2008 за № 1153-р
[3] Далее по тексту – УПК Украины

Материал опубликован на сайте издания "Юридическая практика".

Комментариев нет:

Отправить комментарий