понедельник, 22 июня 2015 г.

1+1 ≠ 2. ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ В МЕДИЦИНЕ?

Елена Хитрова Ассоциированный партнер ILF
Елена Хитрова,
Ассоциированный партнер ILF
Продолжается обсуждение предложенного Министерством здравоохранения проекта изменений в Основы законодательства Украины о здравоохранении и связанные с ним нормативные акты. По словам Министра здравоохранения Александра Квиташвили эти изменения положат старт глобальной реформе  в медицине.

ILF: Векторы медицинской реформы

Изменения запланированы сразу в нескольких направлениях реорганизации:
  • самих учреждений здравоохранения - реорганизация всех больниц из учреждений в субъекты хозяйствования с наделением их различными статусами: предпринимательские, непредпринимательские и прочее;
  • принципов их финансирования и управления:  медицинские учреждения получат автономию в распоряжении своими ресурсами и определении кадровой политики, и право получать денежные средства от физических и юридических лиц за предоставленные медицинские услуг (помимо финансирования из бюджета).

Изменения в этих направлениях должны действовать в совокупности и обеспечить запланированный результат реформы. Проблемы и недостатки одного из направлений могут стать причиной провала реформы и, как следствие, - ухудшение состояния здоровья населения страны. Поэтому каждый из инструментов реформы должен работать как часы.

Но, к сожалению, уже сейчас можно увидеть недостатки предложенных изменений. Поскольку всегда острым вопросом являются деньги, то остановимся детально на этом аспекте реформы.

 ILF: Финансирование медицинской реформы

Откуда больницы будут получать деньги?
Изменения статьи 18 Основ законодательства Украины о здравоохранении меняют принцип финансирования больниц. В частности, каждая больница должна заключить с органом местного самоуправления договор о медицинском обслуживании населения. По этому договору местная власть заказывает определенные медицинские услуги для своего населения, а больница их оказывает и получает денежное вознаграждение.  Объем такого вознаграждения будет рассчитываться по методике, которую разработает Министерство здравоохранения. Методика будет основываться на численности населения и объеме оказанной медицинской помощи. Пока методика отсутствует, больницы будут финансироваться по объемам 2015 года.
Такое изменение позволит больнице самостоятельно распоряжаться денежными средствами, которые она заработала, и определять направление их использования по предварительно составленному финансовому плану. То есть, руководители больницы не будут управлять по указанию «облздрава» или «горздрава», а будут свободными в расходовании денег, остаток которых смогут направить на развитие.
Новшество, которое предлагает Министерство здравоохранение, - это право больниц дополнительно привлекать финансы от физических и юридических лиц и устанавливать плату за медицинские услуги. Соответствующую методику по определению стоимости медицинских услуг должно разработать и утвердить Министерство здравоохранения. Благодаря этому механизму больницы смогут правомерно увеличивать свой бюджет и улучшать финансовое состояние.
Однако пока нет ясности как и по какому критерию больницы будут определять, какие услуги являются бесплатными, а какие предоставляются на платной основе? Ведь статья 49 Конституции Украины декларирует бесплатную медицинскую помощь.
Существуют правительственные акты, которые устанавливают случаи, когда больницы могут получать плату за предоставленные услуги, но соответствующий закон и механизм отсутствуют. Поэтому уместно, чтобы этот вопрос был решен на законодательном уровне. Конституционный суд в Решении по делу № 1-13/2002[1] еще в 2002 году отметил, что порядок предоставления медицинских услуг на платной основе, которые выходят за пределы медицинской помощи, должны быть определены законом. Однако до сих пор такого закона нет.
Пробел может создать условия для злоупотреблений как со стороны больниц (слишком коммерческий подход), со стороны пациентов (отказ от оплаты медицинских услуг), а также привлекать внимание правоохранительных и контролирующих органов.
Стоимость медицинской услуги: кто и как определяет? Опыт Германии
Другой недостаток предлагаемых изменений в сфере финансирования - отсутствие единой системы ценообразования и методики расчета стоимости медицинской услуги. Без этого не будет конкуренции между больницами и прозрачности в расходах на лечение. Руководители отдельных больниц (государственных, коммунальных и частных) должны определять цену за оказание медицинской услуги с учетом методов лечения, комфортных условий пребывания и тому подобное.
Для примера: в большинстве европейских стран существует единая система ценообразования стоимости стационарного лечения. В основе методики среднестатистические расходы на лечение стандартных случаев, объединенные в однородные группы.
Система ценообразования DRG[2] действует во всех немецких больницах. Согласно §17 закона о медицинских учреждениях Германии цены на медицинские услуги должны быть одинаковыми для всех пациентов. Реальная стоимость лечения определяется по таблицам DRG из базовой цены, умноженной на коэффициент (на коэффициент влияет возраст пациента, диагноз, сопутствующие заболевания, первая или повторная операция, статус клиники и т.д.). Продолжительность пребывания в стационаре не влияет на стоимость лечения, если не выходит за установленный лимит для данного лечения. На стоимость лечения влияет опция «выбор врача/лечение руководителем (профессором)», более комфортные условия пребывания, отдельная палата, увеличивая стоимость лечения на 30-60%. При этом, качество самого лечения остается тем же, поэтому 89% населения не пользуются этими опциями.
Таким образом, любой немецкий врач или больница при расчете стоимости лечения опирается на утвержденные правительством тарифы. Принцип системы DRG: «Платить одинаковые деньги за одинаковые услуги».
Как будет в Украине, пока не известно. В своей презентации Министр здравоохранения отметил, что расчет стоимости медицинской услуги будет основываться на протоколах и стандартах оказания медицинской помощи. Но это также выглядит нереалистично, потому что в большинстве случаев существующие стандарты и протоколы устарели, а по некоторым болезнями и нозологическим группам вообще отсутствуют. Существующий процесс их создания и изменений достаточно длительный и громоздкий. Поэтому есть сомнения, что методика заработает в ближайшее время и стоимость медицинской услуги будет адекватной. Для начала нужно изменить все стандарты и протоколы и заполнить пробелы там, где это необходимо (по существующей методике разработки и внедрения стандартов на это могут уйти годы, но это тема для следующей публикации).
В сухом остатке: предложенные способы реформирования пока выглядят сомнительно. Такие недостатки на старте могут стать преградой для реализации медицинской реформы и вызвать сопротивление общества, поэтому необходимо сделать все возможное для того, чтобы устранить недостатки в предложенном проекте изменений, ведь за каждым таким изменением стоит жизнь человека и будущее нашей страны.




[1] http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/v010p710-02
[2] Диагностико- связанные группы

Комментариев нет:

Отправить комментарий