Виктория Луганская младший юрист ILF |
О реформе здравоохранения в Грузии можно услышать много
как положительных, так и отрицательных отзывов. Но мы не будем оценивать ее результативность,
а посмотрим на интересный и неординарный пример приватизации медицинских
учреждений частными инвесторами.
О программе приватизации
В 2006 году
правительство Грузии начало внедрять программу «100 новых больниц», которая основывалась на идее сокращения числа
больничных коек и оптимизации количества больниц и качества оказания
медицинских услуг. До начала реформы в
Грузии насчитывалось около 17 000
больничных коек, что по оценкам экспертов значительно превышало необходимое
количество – 7 800 коек для всей страны.
Для
реализации этой идеи предлагались такие сценарии и формы приватизации:
1)
приобретение больницы (а они преимущественно
находились в коммерчески перспективных местах) на основании тендера и
одновременное принятие на себя обязательств построить новые больницы в регионах,
указанных в контракте;
2)
возможность приватизировать небольшие
помещения по выгодным ценам (около $100
за м2) и вести в них самостоятельную деятельность для заведующих
кафедрами (большинство из них одновременно являлись руководителями медицинских
учреждений);
3)
возможность выкупить больницу ее трудовым
коллективом за счет банковских кредитов (вначале им предлагалось вкладывать
средства в модернизацию своих клиник).
Рассмотрим
более детально первый сценарий.
Базовые условия приватизации:
1.Приватизация больницы с сохранением медицинского профиля деятельности
1.Приватизация больницы с сохранением медицинского профиля деятельности
Сохранение
медицинского профиля являлось одним из обязательных условий в процессе
приватизации. Например,
такое условие было прописано на 7 лет в договоре о продаже центральной детской
больницы.
2.Строительство новой
больницы
Согласно
тендерным условиям приобретенное инвестором медицинское учреждение переходило в
его собственность с момента подписания контракта с государством. Вместе с больницей
инвестор получал право на приватизацию земельного участка, на которой она
расположена, но только после завершения строительства и начала функционирования
новой больницы. В результате после введения в эксплуатацию новой больницы
инвестор получал в собственность земельные участки и застройки в выгодных
районах города. По условиям тендера для нового собственника не предполагалось
никаких ограничений по использованию этого недвижимого имущества в будущем.
3. Банковская гарантия
Критерием
отбора победителя было предоставление банковской гарантии на максимальную
сумму. Если же предоставлялись одинаковые банковские гарантии, преимущество
отдавалось лучшему проекту. Тендерные предложения подавались в закрытых конвертах и основными
участниками тендера, как правило, выступали девелоперские компании,
фармацевтические компании и банки.
Если
инвестор не соблюдал установленные в договоре сроки строительства, государство
имело возможность накладывать штраф. Для этого инвестор должен был внести
банковскую гарантию в размере около $15 000 за одну предполагаемую койку.
В случае внесения $45 000 за одну койку, инвестор получал право
распоряжаться имуществом на свое усмотрение (например, продать здание больницы
или сделать вместо нее гостиницу). При этом инвестор был обязан сохранить весь
спектр предоставляемого медицинского обслуживания на другом объекте, который
находился в этом населенном пункте. По мере выполнения требований контракта
банковская гарантия пропорционально сокращалась. Так государство страховало
себя на случай несоблюдения инвестором своих обязательств.
В
случае банкротства инвестора, он мог продать приобретенное имущество, но
покупатель должен был взять на себя все его обязательства перед государством.
Запрет на приватизацию
Пять
крупных больниц (военный госпиталь, больницы для ветеранов и пенитенциарной
системы) не должны были передаваться в частные руки в рамках реформы. Были
переоборудованы и остались в государственной собственности инфекционные,
туберкулезные и психиатрические больницы. Под контролем государства оставалась
и скорая помощь.
Новый старт: госпитальные округа
Однако
вскоре оказалось, что инвесторы с большим рвением покупали советское наследие,
но строить новые медицинские учреждения не спешили, и к 2010 году из 100
больниц была построена лишь 1 и еще 4 отремонтированы. Такая ситуация сложилась
вследствие экономической рецессии и политической нестабильности, которые привели
к нежеланию инвесторов вкладывать средства в сферу здравоохранения в частности.
В
итоге проект «100 больниц» был реорганизован в программу по развитию госпитального сектора при участии 11 страховых
компаний. По этой программе Грузию необходимо было разделить на медицинские
районы, за каждый из которых ответственна конкретная страховая компания (не
только за раздачу медицинских полисов, но и за организацию медицинского
обслуживания). Таким образом, страховые компании брали на себя обязательство
отремонтировать или построить, а также содержать больницы в районах их
ответственности. Так до 2013 года открылось около 150 новых больниц и
поликлиник, большая часть которых была простроена за счет средств
частных инвесторов (как грузинских, так и зарубежных).
В качестве вывода
Благодаря
приватизации госпитального сегмента в Грузии были предприняты первые шаги на
пути к борьбе с коррупцией в сфере медицины и стимулированию конкуренции среди
медицинских учреждений. При проведении такой приватизации правительство Грузии
не имело цели получить прибыль, а за качеством медицинской помощи и условиями
труда следил частный собственник – менеджер. Таким образом, удалось повысить
качество медицинских услуг и реанимировать учреждения здравоохранения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий