Елена Пелипенко, Советник ILF |
На сегодня
Турция — лидер среди стран Восточной Европы и Центральной Азии
по вопросам сотрудничества государственного и частного сектора
в социальных проектах.
При поддержке
Всемирного банка министерство здравоохранения Турции имплементирует программу
по трансформации здравоохранения на 26 000 коек, целями
которой являются:
- обновить инфраструктуру здравоохранения
по всей Турции с целью удовлетворения растущих требований
в этой сфере;
- объединить небольшие больницы в несколько
интегрированных кампусов;
- повысить качество и эффективность сервиса
в сфере здравоохранения.
Согласно
турецкой схеме государственно-частного партнерства (строй — сдавай —
передавай) инвесторы финансируют, строят (реставрируют) и обеспечивают
снабжение и техническое обслуживание больниц.
При этом
частному партнеру государство может передать любые сервисы, которые
не относятся к медицинским: рентгеновские услуги,
магнитно-резонансную томографию, лабораторные исследования, услуги прачечной,
уборку, обеспечение питанием, утилизацию отходов и др. То есть государство
фактически отдает на аутсорсинг непрофильные для медицинской практики
услуги, которые, как показывает украинский опыт, являются тяжеловесными
статьями бюджетов больниц (соответственно, и государства). При таких
медицинских кампусах могут создаваться университеты, а также коммерческие
площади, отели, рестораны.
Министерство
же, в свою очередь, обязуется в последующем взять объекты здравоохранения
в аренду. На выплату таких арендных платежей планируется выделить
38–47 млрд турецких лир, примерное финансирование проектов в год
составит 1,5–1,9 млрд дол. США.
Основными
нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы государственно-частного партнерства
в сфере медицины в Турции, являются закон от 15 мая
1987 г. № 3359 «О медицинских услугах» и закон
от 9 марта 2013 г. № 6428 «О строительстве объектов,
ремонте существующих объектов и покупке услуг министерством
здравоохранения на основании модели государственно-частного партнерства».
Согласно
турецкому законодательству на министерство здравоохранения Турции
возложена обязанность по разработке правил проведения тендера, разрешению
проблем с земельными участками для проектов, определению стоимости
и сроков аренды (не более 25 лет), а также арендных
платежей по проекту, которые будут выплачиваться компании, которая его
реализует, с момента завершения постройки и наступления первого
операционного дня. Все проекты освобождаются от уплаты налогов, в том
числе и налога на добавленную стоимость. В конце срока объекты
государственно-частного партнерства должны быть возвращены государству
в хорошем рабочем состоянии по нулевой стоимости и без
каких-либо обременений. Типы медицинских учреждений, которые могут быть
построены в рамках государственно-частного партнерства, варьируют
от больниц до центров экстренной медицинской помощи.
Существенным
условием проектов государственно-частного партнерства в сфере
здравоохранения в Турции является то, что 20% медицинского оборудования
и инструментов, которые закупаются в рамках общего инвестирования,
должны быть произведены в Турции.
Успех проектов
государственно-частного партнерства в Турции обеспечивается во многом
наличием надлежащей правовой базы, которая может быть частично имплементирована
и в украинское законодательство.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО ПО-УКРАИНСКИ
Закон
«О государственно-частном партнерстве» действует в Украине
с июля 2010 г. Но за 5 лет своего действия механизм
сотрудничества между государством и инвестором доказал свою
нежизнеспособность — таких проектов нет. Почему? Основные болевые точки:
- неравенство сторон при задекларированном
партнерстве: право выбора формы (договора) государственно-частного
партнерства инвестору не принадлежит, предварительные обязательные
оценки объекта государственно-частного партнерства и аудиты,
заключение об эффективности потенциального сотрудничества возлагают
на инвестора большие расходы уже на старте, но никак
не гарантируют участия именно данного инвестора в проекте,
поскольку проведение конкурса по таким проектам является
обязательным;
- дублирование процедур: а) несогласованность
правовых норм относительно порядка заключения договоров
с государством (например договор о концессиях — существует
несколько параллельных порядков его заключения: закон
о государственно-частном партнерстве и специальный закон
о концессиях), как результат, у инвестора нет четкого понимания,
по какому алгоритму ему идти, по специальному закону или закону
о государственно-частном партнерстве; б) противоречивое
регулирование закона о государственно-частном партнерстве
и закона о государственных закупках. Согласно последнему каждый
год с частным инвестором должен проводиться конкурс (как получателем
бюджетных средств) — на практике (по проектам
государственно-частного партнерства) процедура является формальной,
поскольку инвестор уже выбран по конкурсу в рамках закона
о государственно-частном партнерстве;
- нестабильное финансирование — закон
о государственно-частном партнерстве предусматривает финансирование
проектов такого партнерства из государственного бюджета,
предоставление государственных и местных гарантий; между тем механизм
закладывания в бюджет (местный или государственный) средств
на финансирование таких проектов в долгосрочной перспективе
отсутствует — бюджетное планирование осуществляется только
на 1 год при долгосрочности проектов
государственно-частного партнерства (на практике — не менее
15 лет, по закону о государственно-частном
партнерстве — 5–50 лет), таким образом, государство
не может гарантировать инвестору стабильное финансирование
в пределах суммы, которая предусмотрена договором;
- институциональные проблемы — как показал
опыт Запорожья (нереализованный проект государственно-частного
партнерства — «Больница № 3», в рамках которого
планировалось привлечь более 2 млн дол.), муниципальные органы
не проявляют должной активности в реализации таких проектов.
В Украине
государственно-частное партнерство могло бы ускорить медицинскую реформу,
которая расширяет для лечебных учреждений круг источников финансирования
и предоставляет автономию в управлении денежными потоками.
Но действующая правовая база не позволяет это сделать быстро,
эффективно и не защищает права инвесторов. В связи с этим
опыт Турции в сфере государственно-частного партнерства может оказаться
полезным для последующего создания наиболее выгодной модели сотрудничества
и принятия специального акта, который бы регулировал отношения между
государством и частными партнерами, учитывая специфику сектора здравоохранения
в Украине.
Опубликовано в Аптека.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий