понедельник, 26 октября 2015 г.

ПОЛЬСКИЙ СТАРТ: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В МЕДИЦИНЕ

Виктория Луганская
младший юрист ILF
С 2009 года в Польше был озвучен вектор на реализацию более 30 проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), в том числе в сфере здравоохранения. Большинство из этих проектов инициировали органы местного самоуправления: на уровне городов и общин (гмин), а также на уровне воеводств (областей) и повятов (районов).
Такому стремительному повышению интереса к ГЧП со стороны местной власти способствовало принятие Закона о государственно-частном партнерстве от 19 декабря 2008 года и Закона о концессии на строительные работы и услуги от 9 января 2009 года,  которые полностью соответствуют директивам ЕС.
Институционально ГЧП в Польше поддерживается Министерством экономики Польши, Польским агентством по развитию предпринимательства и Министерством регионального развития (ГЧП платформа).
В 2013 году Министерство регионального развития Польши получило 10 заявок от поставщиков медицинских услуг на поддержку проектов государственно-частного партнерства. Большинство заявителей были больницы. Проекты варьировались в стоимости от 4 млн. евро до 120 млн. евро и предусматривали строительство новых медицинских учреждений или модернизацию действующих.
Крупнейшие проекты предложили региональные правительства Дольнослаские и Познани: строительство онкологической больницы для региона Вроцлав и локального отделения лучевой терапии в Зелена-Гора и строительство новой больницы матери и ребенка.
Среди заявителей на инвестиции были также районные больницы в Гдыне, Замкове, Равиче, Замостье и Жирардуве, оздоровительный центр в Пулаве и Варшавский медицинский университет, который хотел построить центр стоматологической помощи.
Министерство выбирало проекты с лучшими перспективами реализации в соответствие с квалификацией для фондов ЕС, и должно было предоставить всестороннюю помощь заявителю в поиске частного партнера (инвестора).
Как правило, проекты ГЧП в медицине реализуются по модели Строй-Сдавай-Передавай (Build-Operate-Transfer) и государство оставляет за собой прерогативу предоставления медицинских услуг. Поэтому интересно посмотреть на проект в Живеце, который отличается от типичной модели партнерства.
Этот проект стал своего рода инновацией среди других проектов государственно-частного партнерства в медицине, поскольку на частного партнера возлагается обязанность не только по проектированию, сооружению, обеспечению деятельности и управлению больницей, но и по предоставлению медицинских услуг.
В 2014 году повет Живеца и InterHealth Canada Limited[1] подписали договор о реализации проекта, по которому к 2044 году в повете должна появиться новая районная больница на 390 больничных мест.
Срок договора - 30 лет, а стоимость реализации проекта составит около 52 млн.евро: 35 млн. евро – конструкторские работы, 17 млн.евро – оборудование. Сделку финансируют три кредитора: FM PBP Bank, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Alior Bank. В перспективе, когда больница будет работать (операционная фаза проекта), она будет получать финансовую поддержку не от Повета Живец, а от Национального Фонда Здравоохранения[2] Польши (NFZ), на основании заключенного между ним и частным партнером договора. Но, заключая договор с NFZ, инвестор пошел на риски: договор может быть заключен не больше, чем на три года и нет гарантий на его обязательную пролонгацию в будущем. Оправданы эти риски или нет, станет понятно после запуска проекта.
Из польского опыта можно подчерпнуть несколько фактов и идей, которые можно использовать для запуска проектов ГЧП в украинской сфере здравоохранения:
1)   Активность органов местной власти. Инициатива в проектах ГЧП должна исходить от органов местного самоуправления, которые лучше осознают свои потребности и возможности. Реализация таких проектов повышает уровень доверия инвесторов  к региону и, как следствие, способствует развитию и экономическому росту.
2)   Создание прозрачных правил игры и их нормативное закрепление государством. Необходимо предоставить сторонам государственно-частного партнерства достаточно свободы в определении условий договоров и предусмотреть взаимную ответственность сторон за эффективность проекта. Также следует учесть специфику реализации проектов ГЧП сфере здравоохранения и урегулировать отдельным нормативным актом.  
3)   Форма партнерства в сфере здравоохранения зависит от объекта ГЧП (строительство новой больницы, реконструкция существующей, обновление оборудования), от роли инвестора в проекте (выполнение проектных работ, строительство и обеспечение деятельности, или предоставление медицинских и консультационных услуг в том числе). На выбор формы влияет также специфика региона, правового поля в целом и налоговой политики в частности. Привлекать к партнерству целесообразно частных партнеров с опытом реализации подобных проектов в других странах.  





[1] InterHealth Канада является ведущей организацией здравоохранения, специализирующейся на развитии, вводе в эксплуатацию и управлении медицинскими учреждениями. Своей основной задачей они видят экспорт канадского  интеллектуального и управленческого опыта в страны с развивающейся экономикой. InterHealth Канада предлагает международно-аккредитованные услуги по управлению объектами здравоохранения с акцентом на доходность инвестиций. Организация включает международно-признанные канадские учебные центры здоровья, специализированные больницы, систему мульти-больниц и частные компании здравоохранения. Главный офис находится в Торонто (Канада), а также существуют региональные офисы в Эр-Рияде, Лондоне,  Варшаве и Дубаи.
[2] Медицинские услуги в Польше предоставляются за счет государственных фондов. Обязательный медицинский взнос в размере 9% от базы оценки (как правило, доход) передается Институтом социального страхования в Национальный фонд здравоохранения (NFZ): 7,75% из них вычитается из налога на прибыль, в то время как 1,25% покрывается за счет застрахованного лица. С целью предоставления различных видов медицинских услуг в рамках бесплатной помощи учреждения здравоохранения заключают с Фондом договора, общий срок которых составляет 3 года. Примерами услуг по таким договорам могут быть проведение различных видов обследований, томография, хирургия, ортопедия и т.д. Есть примеры заключения договоров на право предоставления скорой медицинской помощи по вызову одну неделю в месяц. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий