Виктория Луганская младший юрист ILF |
С 2009 года в Польше был озвучен вектор
на реализацию более 30 проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), в
том числе в сфере здравоохранения. Большинство из этих проектов инициировали органы
местного самоуправления: на уровне городов и общин (гмин), а также на уровне
воеводств (областей) и повятов (районов).
Такому стремительному повышению
интереса к ГЧП со стороны местной власти способствовало принятие Закона о государственно-частном
партнерстве от 19 декабря 2008 года и Закона о концессии на строительные работы
и услуги от 9 января 2009 года, которые
полностью соответствуют директивам ЕС.
Институционально ГЧП в Польше
поддерживается Министерством экономики Польши, Польским агентством по развитию
предпринимательства и Министерством регионального развития (ГЧП платформа).
В
2013 году Министерство регионального развития Польши получило 10 заявок от поставщиков медицинских услуг на поддержку проектов государственно-частного
партнерства. Большинство заявителей были больницы. Проекты варьировались в
стоимости от 4 млн. евро до 120 млн. евро и предусматривали строительство новых
медицинских учреждений или модернизацию действующих.
Крупнейшие проекты предложили региональные правительства Дольнослаские и Познани:
строительство онкологической больницы для региона Вроцлав и локального отделения
лучевой терапии в Зелена-Гора и строительство новой больницы матери и ребенка.
Среди заявителей на инвестиции были
также районные больницы в Гдыне, Замкове,
Равиче, Замостье и Жирардуве, оздоровительный центр в Пулаве и Варшавский медицинский университет, который хотел
построить центр стоматологической помощи.
Министерство
выбирало проекты с лучшими перспективами реализации в соответствие с квалификацией
для фондов ЕС, и должно было предоставить всестороннюю помощь заявителю в
поиске частного партнера (инвестора).
Как правило, проекты ГЧП в медицине
реализуются по модели Строй-Сдавай-Передавай (Build-Operate-Transfer) и государство
оставляет за собой прерогативу предоставления медицинских услуг. Поэтому интересно посмотреть на проект в
Живеце, который отличается от типичной модели партнерства.
Этот
проект стал своего рода инновацией
среди других проектов государственно-частного партнерства в медицине, поскольку
на частного партнера возлагается
обязанность не только по проектированию, сооружению, обеспечению
деятельности и управлению больницей, но
и по предоставлению медицинских услуг.
В 2014 году повет Живеца и InterHealth Canada Limited[1] подписали
договор о реализации проекта, по которому к 2044 году в повете должна появиться
новая районная больница на 390
больничных мест.
Срок договора - 30 лет, а стоимость реализации
проекта составит около 52 млн.евро: 35 млн. евро – конструкторские работы, 17
млн.евро – оборудование. Сделку финансируют три кредитора: FM PBP Bank, Европейский банк реконструкции и развития
(ЕБРР) и Alior Bank. В перспективе, когда больница будет работать (операционная
фаза проекта), она будет получать финансовую поддержку не от Повета Живец, а от
Национального Фонда Здравоохранения[2]
Польши (NFZ), на основании заключенного между ним и частным партнером
договора. Но, заключая договор с NFZ, инвестор пошел
на риски: договор может быть заключен не больше, чем на три года и нет гарантий
на его обязательную пролонгацию в будущем. Оправданы эти риски или нет, станет
понятно после запуска проекта.
Из польского опыта можно подчерпнуть несколько фактов и идей,
которые можно использовать для запуска проектов ГЧП в украинской сфере здравоохранения:
1)
Активность органов местной власти.
Инициатива в проектах ГЧП должна исходить от органов местного самоуправления,
которые лучше осознают свои потребности и возможности. Реализация таких
проектов повышает уровень доверия инвесторов
к региону и, как следствие, способствует развитию и экономическому росту.
2)
Создание прозрачных правил игры и их
нормативное закрепление государством. Необходимо предоставить сторонам
государственно-частного партнерства достаточно свободы в определении условий
договоров и предусмотреть взаимную ответственность сторон за эффективность
проекта. Также следует учесть специфику реализации проектов ГЧП сфере
здравоохранения и урегулировать отдельным нормативным актом.
3)
Форма партнерства в сфере
здравоохранения зависит от объекта ГЧП (строительство новой больницы, реконструкция
существующей, обновление оборудования), от роли инвестора в проекте (выполнение
проектных работ, строительство и обеспечение деятельности, или предоставление
медицинских и консультационных услуг в том числе). На выбор формы влияет также
специфика региона, правового поля в целом и налоговой политики в частности. Привлекать
к партнерству целесообразно частных партнеров с опытом реализации подобных
проектов в других странах.
[1]
InterHealth Канада является
ведущей организацией здравоохранения, специализирующейся на развитии, вводе в
эксплуатацию и управлении медицинскими учреждениями. Своей основной задачей они
видят экспорт канадского
интеллектуального и управленческого опыта в страны с развивающейся
экономикой. InterHealth Канада предлагает международно-аккредитованные услуги
по управлению объектами здравоохранения с акцентом на доходность инвестиций. Организация
включает международно-признанные канадские учебные центры здоровья,
специализированные больницы, систему мульти-больниц и частные компании
здравоохранения. Главный офис находится в Торонто (Канада), а также существуют
региональные офисы в Эр-Рияде, Лондоне, Варшаве и Дубаи.
[2]
Медицинские услуги в Польше
предоставляются за счет государственных фондов. Обязательный медицинский взнос
в размере 9% от базы оценки (как правило, доход) передается Институтом
социального страхования в Национальный фонд здравоохранения (NFZ): 7,75% из них
вычитается из налога на прибыль, в то время как 1,25% покрывается за счет застрахованного
лица. С целью предоставления различных видов медицинских услуг в рамках
бесплатной помощи учреждения здравоохранения заключают с Фондом договора, общий
срок которых составляет 3 года. Примерами услуг по таким договорам могут быть
проведение различных видов обследований, томография, хирургия, ортопедия и т.д.
Есть примеры заключения договоров на право предоставления скорой медицинской
помощи по вызову одну неделю в месяц.
Комментариев нет:
Отправить комментарий