среда, 6 апреля 2016 г.

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ РЕКЛАМА. ПРОДАВАЙТЕ ОСТОРОЖНО

Михаил Гринькевич,
юрист ILF
Реклама может не только увеличить денежный поток, но и привести к миллионным потерям. Ведь от желания немного приукрасить действительность продающим заголовком или слоганом, чтобы привлечь внимание потребителя, до недобросовестной рекламы один шаг  и цена ошибки - до 5% дохода компании. Речь идет о штрафах Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) за распространение недобросовестной рекламы (статья 15-1, часть 1 статьи 21 указанного Закона «О защите от недобросовестной конкуренции»). 


Проблема в том, что текст самого закона не даёт прямой ответ на вопрос: является ли в данном конкретном случае реклама недобросовестной?. Определяющая роль в этом процессе у правоприменительной практики АМКУ. Незнание подходов Комитета к оценке рекламы на добросовестность на практике является причиной нарушений. Не хотите рисковать частью дохода? Проверьте рекламный материал на соответствие требованиям закона и практики АМКУ. 

Рассмотрим на конкретных примерах нарушений 

1.В 2010 году АМКУ оштрафовал австрийскую компанию Boehringer Ingelheim RCV GmbH & Co KG на 1 000 000 грн за распространение в Украине недобросовестной рекламы лекарственного средства «Лазолван». Австрийцы запустили видеоролик на телевидении с лозунгом: «Кашель вилікує вам, звільнить подих – Лазолван!». В ходе расследования АМКУ установил, что эти слова вводят в заблуждение относительно фармакологических свойств препарата. Комитет указал, что «Лазолван» - это муколитическое средство, оно лишь облегчает кашель и направлено на выведение мокроты из легких, а не на лечение заболеваний дыхательных путей.

2.В 2012 году АМКУ оштрафовал ПАО «Фармак» (самый большой штраф в истории Украины за распространение недобросовестной рекламы) на 7,6 млн. грн. за рекламу лекарственного средства «Амизон». В рекламном ролике утверждалось следующее: «9 из 10 украинцев выбирают Амизон». В результате этой рекламной кампании значительно возросли объемы продаж препарата. АМКУ сделал вывод, что у потребителей рекламы сложилось ложное впечатление, что 90% от всего населения Украины используют «Амизон». По данным маркетингового исследования, на которое ссылалась компания в этом рекламном ролике, 90% - это лишь то количество людей, которые болели гриппом, простудой и кашлем, и при этом использовали препарат «Амизон». В то же время, процент всех потребителей, которые принимали препарат «Амизон», по информации этого исследования, составил лишь 6,2%.

3.В 2013 году АМКУ оштрафовал ЧП «Грандфинресурс» («Альянс-Украина») на 1 000 000 грн за рекламу: «предоставляем ссуды под 3%-5% годовых». В действительности, ЧП не являлось финансовым учреждением и не имело права осуществлять такую деятельность. Они лишь выступали посредниками между людьми, организовывая систему самофинансирования. Комитет посчитал данную рекламу недобросовестной и незамедлительно наложил штраф.

Действуем на опережение 

1.Избегайте применения в рекламных материалах следующих выражений: «лучший», «уникальный», «нет равных на рынке», «самый эффективный» и других словесных оборотов, которые указывают на уникальность и превосходство продукта. Такие фразы служат для АМКУ своеобразным маркером нарушений. Ведь подтвердить достоверность этих утверждений практически невозможно. Но даже, если такие слова будут подкреплены исследованиями,  никто не знает как быстро изменится ситуация на рынке. И когда появляется товар лучше либо аналогичный вашему продукту, реклама сразу станет недобросовестной, поскольку она не соответствует действительности.

2.Стоит быть осторожным с информацией о наградах товара за победу в разнообразных конкурсах. Всегда необходимо указывать полную информацию о конкурсе и категории, в которой победил продукт. Например: «Наши таблетки от головной боли «Х» признаны лучшим лекарственным средством по итогам международного конкурса «Лучший препарат года»». Впоследствии оказывается, что конкурс был не международным, а носил региональный характер. Также, препарат был признан лучшим в категории «средств от головной боли, в составе которых отсутствует парацетамол». А впечатление складывается, будто бы продукт лучший среди всего сегмента лекарственных средств на рынке. Это говорит о недобросовестности рекламы и как следствие – велика вероятность штрафа от АМКУ. 

3.Аналогичная ситуация обстоит с размещением в рекламных материалах или на упаковке  продукции «знаков качества», которые присуждаются различными организациями. Во-первых, обязательно нужно указывать информацию о том, кто вас наградил. Во-вторых, если награжден определенный товар или сегмент товаров, то знак можно использовать только по отношению к награжденной продукции. 

4.Ингредиенты продукта, которые описаны в рекламе, указаны на упаковке или в названии товара, должны реально там присутствовать. Так, АМКУ оштрафовал на 1 000 000 грн производителя молочных продуктов за рекламу плавленого сыра «Сэндвич-сыр с пармезаном», поскольку пармезана в продукте не было, а использовалась добавка со вкусом этого сыра.

Знание практики определения недобросовестной рекламы позволяет не только предотвратить собственные нарушения, но и даёт возможность эффективно бороться с недобросовестной практикой конкурентов. Ведь, как правило, Антимонопольный комитет действует именно в ответ на заявления конкурентов и обиженных потребителей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий