Антон Зинчук, Ассоциированный партнер ILF |
25 ноября 2014 года вступил в силу Закон
Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины
относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных
деятелей» (далее – Закон)[1]. Закон направлен на предотвращение легализации
доходов, полученных преступным путем, и на борьбу с коррупцией.
Ключевым нововведением является
установление обязательства по определению и раскрытию информации о конечных
выгодополучателях юридических лиц. Под раскрытием информации понимается
внесение соответствующих данных в Единый государственный реестр юридических лиц
и физических лиц-предпринимателей (далее – ЕГР).
Закон ввел понятие конечного
выгодополучателя юридического лица (далее – Конечный бенефициар). Это лицо,
которое соответствует одному из следующих критериев:
- способно
непосредственно либо через других лиц осуществлять решающее влияние на
управление либо деятельность компании (владеет/пользуется всеми или
значительной долей активов, имеет решающее влияние на формирование органа
управления, принятие им решений и совершение сделок, которые позволяют
определять условия хозяйственной деятельности компании);
или
- способно
осуществлять влияние на компанию путем прямого или опосредованного
владения самостоятельно либо совместно со связанными лицами
(физическими/юридическими) долями в размере 25 или более процентов
уставного капитала компании либо правами голоса в компании.
При этом компания должна предоставлять
государственному регистратору информацию как о своих бенефициарах, так и о
бенефициарах учредителей, если учредителем является юридическое лицо.
Помимо обязательства предоставлять
информацию о конечном выгодоприобретателе при первичной регистрации
юридического лица, для уже зарегистрированных юридических лиц устанавливается
обязательство предоставить данную информацию государственному регистратору
путем подачи регистрационной карточки по Форме 4 до 25 мая 2015 года,
а также информировать в дальнейшем о любых ее изменениях.
За нераскрытие информации о структуре
собственности и конечном бенефициаре в указанный срок или неуведомление
государственного регистратора об изменениях данной информации вводится административная
ответственность руководителя, в частности штраф в размере от 300 до 500
необлагаемых минимумов доходов граждан (от 5 100 до 8 500 грн.).
В связи с недавним принятием Закона
практика применения Закона разнится. Ситуация осложняется также отсутствием
каких-либо разъяснений со стороны органов государственной власти. Так,
Закон не учитывает специфику компаний, акции которых котируются на бирже, в
связи с чем установить их бенефициаров невозможно. Кроме того, что делать
руководителю предприятия, бенефициары которого отказываются предоставлять
необходимую информацию?
Исходя из информации, полученной от
государственных регистраторов, никакие документы, подтверждающие отсутствие у
руководителя сведений о структуре собственности и конечном бенефициаре юридического
лица, не будут считаться раскрытием информации, а значит, не освободят его от
административной ответственности. Для того чтобы обезопасить себя от ошибочных
действий государственные регистраторы могут отказываться принимать Форму 4 с
указанием в соответствующем поле формулировки «Сведения отсутствуют».
В связи с этим, в случае невозможности
получить информацию о Структуре собственности и Конечном бенефициаре, юристы
ILF рекомендуют руководителю юридического лица направить государственному регистратору
Форму 4 с указанием «Сведения отсутствуют» по почте с уведомлением о доставке[2].
В подтверждение правомерности таких действий необходимо приложить документы,
свидетельствующие о невозможности получения указанной информации:
- письмо от
руководителя юридического лица о том, что акции компании размещены на
фондовой бирже, в связи с чем установить Структуру собственности и/или
Конечного бенефициара невозможно;
- копии
обращений в материнскую компанию с просьбой предоставить указанную
информацию и ответ материнской компании о невозможности предоставления
таких сведений и т.п.
Однако, поскольку судебная практика по
этому вопросу еще не сформирована, мы не можем гарантировать, что данные
действия позволят руководителю юридического лица избежать административной
ответственности.
Если раскрытие сведений о Структуре
собственности и Конечном бенефициаре юридического лица не является
проблематичным, рекомендуется в ближайшее время подать государственному
регистратору заполненную Форму 4. В таком случае нет необходимости в
предоставлении каких-либо дополнительных документов в подтверждение информации,
указанной в регистрационной карточке.
[1] В случае отправки
государственному регистратору Формы 4 почтой, подпись руководителя на форме
должна быть заверена нотариально.
Комментариев нет:
Отправить комментарий