вторник, 6 июня 2017 г.

ДОГОВОР ПОСТАВКИ: ЗОНЫ РИСКА ДЛЯ ЭКСПОРТА

Алина Гринченко,
юрист ILF
Все экспортеры сталкиваются с договором поставки, и в нем, как и в любом договоре, есть свои подводные камни и условия, которым следует уделять отдельное внимание. Посмотрим на важнейшие из них с точки зрения рисков для экспортера.

Срок поставки vs срок для подачи заявок на поставку

Необходимо четко разделять эти два срока. Срок для подачи заявок на поставку – это период времени по договору, в течение которого покупатель имеет право обратиться к вам за поставкой конкретной партии определенного товара. Срок поставки – это срок, в течение которого партия товара, на которую пришла заявка (спецификация) от покупателя, должна быть поставлена. Поскольку это совершенно разные сроки, то поставка не будет считаться своевременной, если вы пропустили сроки, предусмотренные в самой заявке или в договоре для поставки, но в пределах сроков для подачи заявок. Такие нарушения, как правило, грозят поставщику штрафными санкциями в виде пени за каждый день просрочки поставки. Чтобы не пропустить сроки поставки, четко пропишите, с какого момента они отсчитываются: с момента согласования заявки (каким образом: подписание, подтверждение встречным письмом или email) или ее простого получения (каким образом: по почте, по email или другим способом). Не стоит также забывать и о моменте, с которого товар считается поставленным (дата поставки). Это может быть дата оформления импортной таможенной декларации, дата оформления экспортной таможенной декларации, дата доставки товара на склад покупателя и т.п. 

Условия оплаты

Из текста договора должно быть четко понятно: а) с какого момента начинает отсчитываться срок оплаты, б) сколько составляет этот срок и в) с какого момента обязательство по оплате считается выполненным.

Отсчет срока оплаты может быть привязан к различным событиям. Для авансовых платежей – к дате заключения договора, дате подписания спецификации на товар или к другому моменту, дате. В случае постоплаты это может быть дата оформления импортной таможенной декларации, дата приемки товара покупателем и т.д.

Срок оплаты определяется в договоре конкретной датой, до которой необходимо осуществить оплату, или в количестве дней, в течение которых нужно это сделать. . В последнем случае необходимо прояснить, какие дни используются для целей договора: календарные или рабочие.

Если деньги ушли со счета покупателя в пределах срока оплаты, установленного договором, то это не значит, что обязательство по оплате было выполнено в срок. Необходимо обращать внимание на положения договора, определяющие момент, с которого обязательства по оплате считаются выполненными. Очень часто – это момент зачисления средств на счет поставщика. тТаким образом, если деньги были отправлены в пределах срока оплаты, но «зашли» после его истечения,  это является нарушением договора.

Также важны положения о покрытии банковских расходов. Если вы получили оплату за товар на 10–30 долларов США меньше, чем указано в счете, который вы выставили покупателю, то это не всегда значит, что покупатель нарушил договор. Скорее всего, по договору именно вы покрываете все банковские расходы. По договоренности такие расходы могут делиться между двумя сторонами договора: каждая сторона самостоятельно покрывает расходы на банковское обслуживание операции в своей стране.

Приемка товара

а) Сроки приемки

Основные права и обязанности продавца и покупателя по приемке товара указаны в Конвенции ООН о международной купле-продаже товаров. Но она не устанавливает конкретные сроки приемки и дает сторонам контракта право  отступать от ее положений или изменять их.

Укажите в контракте количество дней, в течение которых продавец будет принимать претензии по количеству. Оно может варьироваться в зависимости от вида товара. Зачастую нет смысла указывать более 5 дней на такую приемку, ведь проверка количества не занимает много времени. Обязательно пропишите, что претензии по количеству не принимаются по истечению этого срока.

Срок на приемку товара по качеству зависит от вида товара (например, необходимо ли проводить лабораторные исследования для вашего товара или достаточно внешнего осмотра). Также у некоторых товаров могут быть скрытые дефекты, которые проявятся только в процессе их эксплуатации. Проверка на наличие таковых больше касается высокотехнологичных товаров или промышленной продукции. На их выявление дается больший срок, чем на выявление явных.

б) Документы для приемки товара

На этапе приемки по количеству соответствие фактического количества поставленного товара заявленному проверяется на основании товаросопроводительных документов (международная товаротранспортная накладная, складская расписка, инвойс).

Документами, которые подтверждают качество товара, могут быть данные лабораторных исследований, заключения экспертных организаций, сертификаты и паспорта качества.

в) Порядок приемки

Это способ и сроки вызова представителей продавца, составления рекламационных актов. Все это тоже должно быть детально прописано в договоре, включая требования к форме актов рекламации, положения о порядке приемки в случае неприбытия представителей. Прояснение таких нюансов поможет избежать необоснованных претензий покупателя. Укажите, что в случае несоблюдения сроков и порядка проведения приемки претензии по качеству приниматься не будут.

Кто будет нести таможенные и транспортные расходы в связи с заменой некачественного товара, как будут компенсироваться убытки, причиненные поставкой некачественного товара – все эти пункты также не будут лишними в контракте.

Таможенные нюансы

Любая экспортная поставка сопровождается документами, которые необходимы для таможенного оформления и прохождения грузом границы. Если договор определил перечень таких документов, следите, чтобы все они следовали с товаром. Если не будет всех или какого-либо из таких документов, покупатель может понести серьезные убытки при таможенной очистке товара. А на сумму таких убытков выставит вам претензию. Плюс за такое нарушение договор может предусматривать санкции в виде штрафа в процентном соотношении от суммы товара или от суммы излишне уплаченных покупателем платежей. 

Во избежание необоснованных претензий контрагента заранее договоритесь и пропишите в договоре: за оформление каких разрешительных документов отвечаете вы, должны ли вы предоставить фитосанитарные сертификаты, сертификаты соответствия товаров определенным стандартам и т. д.

Разрешение споров

При заключении внешнеэкономического договора вы можете выбрать применимое право и суд, который будет рассматривать споры между вами и контрагентом. Суд необязательно должен находиться в той стране, право которой вы выбрали в контракте. При выборе суда вы можете выбрать как национальный суд какой-либо страны, так и международный коммерческий арбитраж (негосударственный третейский суд, который разрешает споры между резидентами разных стран).

Такие арбитражные суды существуют при крупных ассоциациях представителей отдельных индустрий. Для агроэкспортеров, к примеру, они действуют при международных ассоциациях GAFTA (для торговцев зерном и кормами), FOSFA (для торговцев маслами, жирами, семенами масличных культур). 

У международного коммерческого арбитража есть свои преимущества: наличие арбитров (судей), знакомых со спецификой вашего бизнеса, слушания проходят конфиденциально в частном порядке и быстрее, чем в национальных судах.

Для выбора международного коммерческого арбитража как организации, уполномоченной рассматривать споры по вашему контракту, необходимо внести в контракт соответствующее положение (арбитражная оговорка). Иногда для этой цели заключается отдельный контракт (арбитражное соглашение), но принципиальной разницы между ними нет. При этом положения об арбитраже должны быть правильно сформулированы. Иначе арбитражная оговорка или соглашение могут быть признаны недействительными. Многие международные арбитражные суды во избежание подобных ситуаций публикуют на своих веб-сайтах типовые формы арбитражных оговорок. С примерами таких оговорок вы можете ознакомиться по следующим ссылкам: 

Но рассмотрение споров в таком арбитраже обойдется дороже, чем в украинском суде. Поэтому при выборе суда ориентируйтесь также на сумму договора. В случае выигрыша вы сможете взыскать с контрагента расходы на судебное рассмотрение, но на такое возмещение понадобится время. Поэтому, если предполагаемая общая сумма поставок по контракту не превышает 700–800 тыс. долларов, взвесьте все за и против и подумайте, стоит ли указывать арбитраж как орган, который будет разрешать ваши споры, или все-таки выгоднее указать национальный суд.

Переписка сторон в рамках договора

В течение исполнения своих обязанностей по договору сторонам приходится обмениваться официальными заявлениями, требованиями, претензиями. При возникновении каких-либо спорных моментов оформляйте все свои обращения к контрагенту и ответы на его обращения в письменном виде (к примеру, требования по оплате, ответы на вызовы представителей). Такая переписка может происходить при помощи почтовых служб и по электронной почте. Если для таких целей вы будете пользоваться электронной перепиской, укажите в контракте официальные адреса электронной почты представителей сторон и сделайте примечание, что такая переписка может быть предоставлена как доказательство в суде. Это положение в случае спора с контрагентом даст вам право ссылаться на ваши электронные письма как на доказательство.

Last but not least 

Если контрагент не владеет вашим национальным языком, скорее всего контракт между вами будет иметь вид двуязычного документа. И в таком случае вы можете столкнуться с трудностями перевода. Внимательно изучите иностранную версию двуязычного контракта. А лучше пусть ее дополнительно прочитает профессиональный переводчик или ваш юрист со знанием иностранного языка. Неверное толкование иностранной версии договора может привести к негативным последствиям. К примеру, если в русском варианте договора неправильно переведены требования к качеству поставляемого товара, в результате чего вы поставите товар ненадлежащего качества, покупатель может предъявить претензию и требования о замене товара.

Какая языковая версия договора будет иметь приоритет при разночтениях – вы также определите в договоре. Если вы укажете украинскую версию приоритетной, то будете в более выигрышном положении, чем ваш иностранный контрагент. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий