вторник, 27 декабря 2016 г.

ИНТЕРВЬЮ ТАТЬЯНЫ ГАВРИШ О МЕДЕЦИНСКОЙ РЕФОРМЕ НА "ГРОМАДСЬКОМУ РАДИО"

Татьяна Гавриш,
партнер ILF
Деньги за пациентом и равные условия для частных и государственных больниц, — обещают в рамках медицинской реформы в следующем году. 

Подробнее о нововведениях «Громадському радио» рассказала координатор Харьковской экспертной группы поддержки медреформы Татьяна Гавриш.

Как будет осуществлена реформа первичной медицины?

Чем украинская система здравоохранения отличается от любой другой? Система Семашко, то есть система организации здравоохранения административно-командным методом, сохранилась только в Украине и Азербайджане. Сейчас речь идет о внедрении кардинальной и радикальной реформы, в первую очередь, реформы финансирования здравоохранения. Она предполагает, что деньги, которыми раньше финансировалась медицинская инфраструктура — помещения и койки, теперь целенаправленно пойдут за пациентом.

Об этом уже говорят много лет. Почему это не осуществилось тогда, но должно осуществиться сейчас?

Я могу только предполагать. Одно из моих предположений заключается в том, что здравоохранение — это политический вопрос. В Конституции Украины существует уникальное положение, говорящие о том, что медицина является бесплатной. То есть государство в Конституции гарантирует безграничное оказание услуг в сфере здравоохранения за свой счет. Ни одна страна в мире, даже самая состоятельная, не может себе этого позволить. Это изначальная утопия. На самом деле каждый из нас, обращаясь к системе здравоохранения, оплачивает услуги со своего кармана. По итогам 2014 года в украинском ВВП на здравоохранение идет порядка 7%. Эта цифра попадает в европейский стандарт. Это даже больше, чем в Польше или Румынии. Проблема в том, как расходуются эти деньги. Если в Европе государство берет на себя около 80% расходов, то в Украине это 51%. Таким образом 49% мы оплачиваем или напрямую, или через благотворительные взносы, или при покупке фармпрепаратов. С точки зрения ВОЗ такой показатель является наихудшим.

В чем смысл страховой медицины, на которую мы переходим?

А переходим ли?

Да, переходим. Существует несколько видов страховой медицины, но главный принцип понятен — все постоянно скидываются для того, чтобы эти деньги узко пошли на того, кому они нужны.

Есть 2 системы: Бисмарка и Бевериджа. Мы пока выбрали вторую, когда никому не придется платить дополнительно. Так или иначе, через налоги, которые все мы постоянно уплачиваем, деньги на медицину идут. Речь идет о том, чтобы перейти на принцип стратегической закупки. То есть те деньги, которые мы уже платим, будут использоваться целенаправленно через оплату по «подушевому» принципу или за пролеченный случай. Таким образом для нас с точки зрения финансовой нагрузки не изменится ничего, но государство направит эти средства не на содержание устаревшей медицинской инфраструктуры, а за пациентом.


В центре внимания государства появятся врач и пациент. Гарантированный пакет услуг на уровне первичной и экстренной медицины, включая стационарное лечение, если пациент сошел этим путем, государство полностью берет на себя. Со-оплата предполагается на уровне консультации узких специалистов и стационарного лечения, если пациент пришел по направлению семейного врача. Но это уже следующий этап реформы, который пока что существует только на уровне деклараций.

Как это будет происходить на практике?

Очень важная и доктринальная вещь — изменение роли лечащего врача. Обычно к нему ходят за справкой, а не за здоровьем. В цивилизованном мире семейный врач или врач первичной помощи является ключевым адвокатом от медицины. В Нидерландах пациентов госпитализируют в 6% случаях. Все остальные вопросы решаются на уровне первичной медицины. В Украине это совсем другие цифры. В городе это 50% госпитализаций, а в сельской местности — 78%. Это же очень дорого.

Нормальное государство заинтересовано в том, чтобы человек был здоров. Для этого нужна профилактика и быстрое вмешательство врача. После того, как человек выберет врача и заключит контракт с медицинским учреждением, в котором этот врач работает, государство заплатит врачу за этого пациента. Человек может выбрать как врача частной практики, так и врача, работающего в государственной или частной клинике. Таким образом врач будет заинтересован в том, чтобы его пациент был здоровым, а пациент будет ходить к нему не за лечением, а за профилактикой.

Как будет работать система выбора врача в селе, где есть только один фельдшерско-акушерский пункт?

В таких случая включается еще один игрок — громада. Одна из стратегий реформы — автономизация медицинский учреждений, то есть превращение их из бюджетных учреждений в неприбыльные коммунальные предприятия. Кто владеет больницами и поликлиниками? Громады. Сегодня громада — лишь распорядитель медицинской субвенции, поэтому она не трогает существующую систему. Если появится эффективный собственник, громада уже не будет получать деньги в виде субвенции. Контрактировать все больницы будет Национальная служба здоровья. У громады появится другой вызов — создать наилучшие условия для нового врача. Если в селе есть ФАП и жители села заинтересованы в том, чтобы у них был доктор, громада может пригласить частного предпринимателя, на которого подпишутся все жители, либо создать свою амбулаторию. Система потребительских интересов вынудит людей меняться.

Одно из условий со-оплаты — оказание услуг доктором в его нерабочее время. Не является ли это коррупционном риском?

Это не так. Первичная и экстренная медицинская помощь будет абсолютно бесплатной. Никакая доплата за получение гарантированного пакета услуг не допустима. За это врач лишиться контракта. Со-оплата допускается на вторичном и третичном уровне. На первичном уровне это «подушевой» принцип. Сколько человек записалось к этому врачу, столько денег он и получит. 210 гривен на человека. То есть врач, который за год подпишет контракты с 2000 пациентами, получит 420 тысяч. Из этих денег он должен будет заплатить медсестрам, санитаркам и купить расходные материалы.

Сориентируйте нас по срокам.

Реформа первичной медицины должна произойти в 2017 году. Предполагается, что национальный закупщик будет создан до июля 2017 года.

Как будет работать Национальная служба здоровья?

Предполагается, что у Национальной службы здоровья будут территориальные отделения, которые будут заключать контракты и контролировать качество. Это повлияет на то, что начнет развиваться врачебное самоуправления. Кроме того, будет осуществлен переход на единую электронную систему. Вся эта система возможна при введении единого электронного реестра пациентов, электронной карты пациента и единого электронного реестра врачей.

Опубликовано на сайте "Громадського радіо"

Комментариев нет:

Отправить комментарий