вторник, 27 декабря 2016 г.

ТОП-3 2016-2017. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Святослав Бартош,
юрист ILF
КАК ИЗМЕНИЛИСЬ УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2016 ГОДУ?

1. Новые зоны свободной торговли

Этот год начался с приятных новостей для импортеров: Украина открыла свои границы для европейских товаров. С 1 января в полной мере начала действовать Зона свободной торговли с ЕС, предусмотренная Соглашением об Ассоциации. Это позволило убрать полностью или существенно снизить ставки ввозных пошлин на товары европейского происхождения.


Для экспортеров Евросоюз еще в 2014 году в одностороннем порядке разрешил беспошлинный импорт украинских товаров на свою территорию в рамках торговых преференций. Кроме того, график снижения ввозных пошлин для украинских и европейских товаров асимметричен - для украинских товаров ставки снижаются быстрее, чем для европейских.

Все эти факторы позволили украинским экспортерам попробовать себя на европейском рынке, а отечественным производителям подготовиться к конкуренции с европейскими товарами. 

Кроме этого, в 2016 году подписано и соглашение о создании Зоны свободной торговли с Канадой. После завершения процедур ратификации и вступления его в силу украинские и канадские предприятия также смогут торговать без уплаты таможенных пошлин.

2."Единое окно"

В 2016 правительство дало старт процедуре "единое окно". Это электронная система, призванная упростить процедуру прохождения нетарифного контроля: фитосанитарного, санитарно-эпидемиологического и т.д. Более детально о работе "единого окна" Вы можете посмотреть в предыдущих публикациях. Пока нововведение так и не заработало в полной мере из-за неустраненных недостатков в законодательстве и саботажа контролирующих органов. Надеемся, что в 2017 году "единое окно" будет более "открытым" для предпринимателей.

3. 22 евро за посылку

Под конец 2016 года интернет-сообщество взбудоражила инициатива снижения стоимости международных отправлений, которые не облагаются ввозными пошлинами, с 150 евро до 22. Такой законопроект предложила Ассоциация предприятий информационных технологий Украины и идею поддержал глава ГФС Роман Насиров. После шквала общественной критики, Ассоциация отозвала предложенный законопроект с Минфина.

ЧЕГО ОЖИДАТЬ УКРАИНСКОМУ БИЗНЕСУ В 2017 ГОДУ?

1.Подписание соглашений АСАА между Украиной и ЕС

Кроме тарифных барьеров (ввозные пошлины), которые мешают свободной торговле, существуют и нетарифные. Это разного рода технические регламенты, директивы и другие документы, которые устанавливают требования к безопасности товаров в конкретной стране (группе стран).

Подписывая Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина взяла на себя обязательство привести свои технические регламенты в соответствие с положениями европейского законодательства. Кроме самых требований к товарам, процедура проверки безопасности таких товаров также должна соответствовать европейской процедуре. Соглашения об ассоциации предусматривает четкий график, в рамках которого Украина должна гармонизировать свое законодательство с законодательными актами ЕС. Гармонизация  закончится подписанием соглашения АСАА (Agreement on Conformity Assessment and Acceptance of Industrial Goods), что существенно упросит выход украинских производителей на европейский рынок и украинские производители смогут маркировать свои товары европейским знаком соответствия «СЕ» без проведения каких-либо дополнительных исследований.

В 2016 году велась подготовка к подписанию соглашении АСАА в 4 секторах: электромагнитная совместимость, низковольтное оборудование, машины и простые сосуды большого давления. Надеемся, что в 2017 году соглашение АССА всё-таки будет подписано не только по этим 4 секторам.

2.Уполномоченные экономические операторы

Еще в феврале 2016 года Минфин презентовал законопроект, направленный на внедрение в Украине института уполномоченных экономических операторов (УЭО). Сама идея УЭО была заложена в Таможенный кодекс еще в момент его принятия в 2012 году, но так и не была реализована. УЭО – это предприятия с безупречной репутацией, которые соответствуют установленным критериям и взамен этого получают возможность использовать некоторые ускоренные и упрощенные формы контроля импортных и экспортных товаров или вовсе минимизируют такой контроль.

Новый законопроект Минфина позитивно оценили в предпринимательской среде, но после подачи в парламент он получил негативное заключение Комитета по вопросам предотвращения и противодействию коррупции. По мнению членов комитета, этот законопроект несет значительные коррупционные риски, поскольку дает возможность представителям таможни принимать многие решения на собственное усмотрение.

На самом деле законопроект Минфина во многом копирует аналогичные положения Единого таможенного кодекса ЕС и Украина обязана гармонизировать с ЕС свое таможенное законодательство. Европейские нормы на самом деле устанавливают очень широкие рамки представителям таможни для реализации их полномочий. Тем более, что на законодательном уровне просто невозможно предусмотреть все жизненные ситуации и варианты действий представителей таможни. С другой стороны, в украинских реалиях пока широкие полномочия представителей таможни могут быть чреваты проявлениями коррупции.

Желаем депутатам найти консенсус между украинскими реалиями и европейскими требованиями и в 2017 году хотим увидеть первых украинских УЭО.

3.Реформа таможенной службы

Вопрос реформы таможни поднимается регулярно на всех уровнях. В результате реформы бизнес ожидает снижения коррупции и надеется, что фискальная функция таможенной службы уйдет на второй план.

В парламенте уже находится законопроект «О национальной таможенной службе Украины». В ноябре он даже получил позитивное заключение профильного парламентского комитета. Но на самом деле пока ни у кого нет четкого видения дальнейшей судьбы таможенной службы и ее функций. Сегодня это вопрос политических торгов и возможно эти торги выйдут на новый виток развития в 2017 году, результатом чего станет новая таможенная служба.

Комментариев нет:

Отправить комментарий