четверг, 22 декабря 2016 г.

ЧЕГО ЖДАТЬ УКРАИНЦАМ ОТ МЕДИЦИНСКОЙ РЕФОРМЫ? ТРИ ГЛАВНЫХ ИЗМЕНЕНИЯ

Елена Хитрова,
ассоциированный партнер ILF

Кабинет Министров принял 10 нормативных актов, запускающих трансформацию системы организации медицины в Украине. Центральным документом является Концепция реформы финансирования системы охраны здоровья Украины, определяющая сферы и направления запланированной реформы. Следующим шагом правительства будет разработка пошагового плана внедрения трансформации сектора. Но что же изменится для украинцев?
Свободный выбор врача

Действующая сегодня декларация о свободном выборе врача не работает. Государство фактически самостоятельно устанавливает, какой именно врач должен предоставить нам медицинскую помощь. Зависит это решение от места регистрации человека и не связано с его реальными потребностями. Если человек не хочет обслуживаться у этого врача, он может его поменять, написав об этом заявление главному врачу. В некоторых больницах существуют дополнительные правила, что такое заявление необходимо еще согласовать с главным врачом, объяснив причины смены врача. Процедура довольно затратная с точки зрения времени и энергии, поэтому пациент редко решается на это, и просто перестает ходить к этому врачу.

Система оказания медицинской помощи в Украине в целом не ориентирована на потребности пациента. К примеру, работающий человек, чтобы попасть к врачу либо отвести ребенка к врачу, должен брать отгул на работе, так как стояние в очередях может занять целый день. Никто не хочет тратить свое время впустую, поэтому, если есть такая возможность, идет к частному доктору или непосредственно к узкому специалисту (хирургу, отоларингологу, кардиологу и др.) “по звонку”.

В новой системе здравоохранения человек и его потребности первичны: он сможет на свое усмотрение выбирать семейного врача (врача общей практики), который будет оказывать ему первичную медицинскую помощь. В новой системе пациент с любым заболеванием идет к семейному врачу, который в случае необходимости направляет его к узким специалистам. Семейными врачами смогут быть не только врачи, работающие в коммунальных больницах, а и врачи, которые работают сами на себя (предприниматели), или врачи, работающие в частной клинике. Критериями для его выбора могут быть отзывы о нем, его умение объяснять и доносить информацию пациенту, возможность предварительной записи на прием по времени и удобный график (если врач будет вести прием пациентов в субботу, до 9 утра или после 18 часов), результат лечения и другое.

Оплату за предоставленную медицинскую помощь больница или врач-предприниматель будут получать по договору с Национальной службой здоровья. Служба начнет свою работу в середине 2017 года. На каждого пациента в 2017 будет выделено 210 гривен на год. Выбор врача создаст конкуренцию. Врач будет заинтересован, чтобы обслуживались именно у него (ведь от этого будет напрямую зависеть его официальный доход), поэтому он будет стремиться создать комфортные условия для пациента и оказать качественную медицинскую помощь.

Оплата лекарств и части медицинской помощи

Медицинская помощь в Украине декларируется Конституцией как бесплатная, но более 46% затрат на медицинскую помощь несет именно пациент (данные Национальных счетов здравоохранения в 2014 году). Ситуация с доплатами гражданами за медицинскую помощь из собственных средств усугубилась в 2015-2016 годах. Проблема выросла до тех масштабов, что 92% населения Украины боится попасть в финансовые трудности в случае болезни. Поэтому большинство людей откладывают свой визит к врачу.

Государство пока не может выделить больше денег на медицину, поэтому задача запланированных реформой изменений –  эффективнее использовать деньги, выделенные на медицину.

В новой системе пациент не будет платить семейному врачу ни за прием, ни за анализы. Стоимость услуги войдет в 210 гривен, которые платит Национальная служба здоровья. Также пациенту будут компенсироваться средства, потраченные на лекарства. Пока компенсация за лекарства будет распространяться только на препараты по лечению сердечно-сосудистых заболеваний, астмы и сахарного диабета. И этот механизм заработает уже с середины 2017 года.

Что касается помощи, которую оказывают узкие специалисты, то государство определит гарантированный пакет услуг, в который войдет большой спектр амбулаторных, стационарных услуг и необходимых лекарств. Этот перечень гарантировано будет бесплатным для пациента. Никто не сможет требовать денег за предоставление этих услуг, поскольку их стоимость будет оплачиваться государством через Национальную службу здоровья. Услуги, которые не войдут в этот список, пациент будет самостоятельно оплачивать по единым тарифам, которые будут действовать по всей Украине. Запланировано постепенное внедрение описанного механизма, но в полном объеме он заработает к 2020 году, поскольку требует просчета стоимости таких медицинских услуг и законодательных изменений, в том числе статьи 49 Конституции Украины.

Итого: за первичную медицинскую помощь с пациента не будут требовать оплату. Часть специализированных медицинских услуг, вошедших в гарантированный пакет, будет бесплатной для пациента. Оставшиеся услуги, которые не войдут в гарантированный государством пакет, пациент будет официально оплачивать больнице по доступной цене. Единый тариф для таких услуг будет утвержден на уровне правительства.

Договор для пациента 

Больница или частнопрактикующий врач будут заключать договор с Национальной службой здоровья в пользу пациента. Эти договоры определят объем прав и обязанностей врача и больницы. Пациент сможет требовать у врача соблюдение порядка оказания помощи и графика приема, протоколов лечения, проведения лабораторных и диагностических исследований, установленных договором. Для пациента будут разработаны простые путеводители по протоколам лечения, по которым любой человек сможет определить, правильно ли ему было назначено лечение.

При этом законодательство определит обязанности для пациента: проходить профилактические осмотры, принимать назначенные лекарства, соблюдать рекомендации врача и др.

Эти механизмы создаются, прежде всего, для защиты прав пациента. В Украине очень редки случаи, когда пациент готов отстаивать свои права в случае, если ему была оказана медицинская помощь ненадлежащего качества и в результате причинен вред. Причина этого - сложность доказывания нарушений в суде, поскольку обязанности врача и прав пациента размыты, а действующие протоколы лечения существуют не по всем болезням. Поэтому трудно определить, правильно ли поступил врач в той или иной ситуации, действовал ли он по установленным правилам. Изменение системы предполагает принятие новых протоколов лечения, которые будут базироваться на опыте международной доказательственной медицины и позволят не только улучшить качество медицинской помощи, но и сделают понятным алгоритм ее предоставления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий