среда, 21 декабря 2016 г.

БЫЛА ЛИ НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ЧЕГО ЖДАТЬ КЛИЕНТАМ ПРИВАТА?

Михаил Баннов,
юрист ILF

Так называемая «национализация» государством ПАО «Приватбанк» без сомнения стала для украинцев самым непредсказуемым событием 2016 года. И с 18 декабря 2016 года по инициативе Национального банка Украины правительство начинает процедуру выведения банка с рынка при непосредственном участии государства в лице Министерства финансов Украины. Что произошло и чего ждать клиентам банка? Официальные документы так и не опубликованы, поэтому в первом приближении посмотрим на эту ситуацию с точки зрения действующего законодательства. 

Что же такое «национализация» Приватбанка?

Национализация – понятие теоретическое. Оно отсутствует в действующем законодательстве Украины и его использование в СМИ, а также на бытовом уровне чаще всего означает переход права собственности на имущество от частных лиц к государству. 

Банки являются публичными акционерными обществами, то есть юридическими лицами, уставный капитал которых поделен на доли определенных размеров. Право собственности и другие права лица на долю в банке подтверждаются акциями – ценными бумагами определенной стоимости. Поэтому собственники банков называются акционерами (держателями акций). Таким образом, «национализация» банка – это переход права собственности на акции финансового учреждения от частных лиц к государству. 

Особенностью «национализации» банков является то, что она может происходить как напрямую в соответствии с Законом Украины «Об акционерных обществах», так и опосредованно – на основании исключительных процедур, например, предусмотренных Законом Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц». Этот закон предусматривает порядок выведения неплатежеспособных банков с рынка, что по сути является особой процедурой банкротства. 

Неплатежеспособным признается финансовое учреждение, которое не соответствует требованиям и нормативам НБУ, и не может выполнять свои обязательства перед третьими лицами (например, по возврату депозитов или средств с текущих счетов). 

По общему правилу, после принятия НБУ решения о признании банка неплатежеспособным, Фонд гарантирования вкладов физических лиц (Фонд гарантирования) начинает процедуру выведения банка с рынка с дальнейшей выплатой вкладчикам-физическим лицам гарантированных денежных сумм в размере до 200 тыс. грн за один вклад и последующей ликвидацией такого финансового учреждения.

В случае с Приватбанком такое развитие событий было бы фатальным для всей банковской системы Украины. Это объясняется размером банка и его долей на рынке банковских услуг. По официальным данным в Приватбанке размещено около 35% всех депозитов физических лиц. Банк выпустил более 28 млн карт, что составляет почти 50% от общего количества платежных карт в Украине. И около 75% субъектов предпринимательства проводят свои транзакции через Приватбанк. Тяжело себе представить последствия обрушения банка, в котором свои деньги сберегают около 20 млн человек и более 500 тыс. субъектов предпринимательства. Банки таких больших размеров называются «системообразующими», а потому их в обязательном порядке необходимо удерживать в рабочем состоянии. 

Как утверждают Минфин и НБУ в своем общем заявлении от 19 декабря: для недопущения возможного «падения» Приватбанка в 2017 или 2018 году правительство приняло решение о вхождении государства в капитал Приватбанка. Согласно этому решению 100% акций банка будет принадлежать государству в лице Минфина, а значит государство будет лично гарантировать бесперебойную работу Приватбанка до его будущей продажи инвестору. 

Таким образом, с позиции государства так называемая «национализация» Приватбанка является не просто покупкой государством акций банка, а вынужденной мерой в связи с выведением банка с рынка, которая должна обеспечить стабильность банковской системы Украины. 

Что стоит ожидать клиентам Приватбанка?

Клиенты Приватбанка скорее всего уже успели почувствовать сбои в работе банка. Это связано, в первую очередь, с паникой, которая возникла на рынке, что привело к срочному снятию 2 млрд грн наличных средств через банкоматы. Также были и технические сбои в обслуживании платежей юридических лиц, но они были возобновлены уже 20 декабря 2016 года. 

Это неудобство вызвано требованиями части 5 статьи 36 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц», в соответствии с которой запрещается удовлетворять требования кредиторов банка в период работы временной администрации. 

Возврат денежных средств с текущих счетов предпринимателей будет зависеть от соблюдения договоренностей между акционерами и новыми органами управления, а также от последующей продажи банка инвестору. Поэтому предпринимателям стоит рассмотреть возможность открытия счетов в других банках, чтобы не тормозить свою хозяйственную деятельность.

Вкладчикам же стоит учитывать, что на данный момент вклады физических лиц в Приватбанке гарантированы лишь в размере до 200 тыс. грн. Но заверения Президента Украины и других уполномоченных лиц государственных органов о 100% гарантии государства по вкладам физических лиц Приватбанка станут реальностью после подписания уже проголосованного в Верховной Раде Украины Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» относительно обеспечения государством вкладов физических лиц» № 5553 от 19 декабря 2016 года. 

2 комментария:

  1. то есть вы утверждаете что приватбанку грозила неплатежеспособность?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я этого не утверждал, а сослался на официальную позицию Минфина и НБУ. Кроме того, с письмом о национализации к НБУ обратились сами акционеры Привата. Как обстояли дела на самом деле и грозила ли в перспективе Привату неплатежеспособность не будь информационного фона и давления НБУ, мы об этом, возможно, узнаем лишь через несколько лет. Хотя если в скором времени будет проведен независимый аудит, мы получим ответ на этот вопрос намного раньше.

      Удалить