Для выявления фактов неправомерного формирования налогового кредита по НДС и неправомерного применения льгот по этому налогу ГФС регулярно проводит мониторинг экспортных операций и анализирует предмет экспортного контракта. Такая проверка позволяет выявить нетипичные и сомнительные экспортные операции, с помощью которых происходит искусственное занижение налоговых обязательств по НДС.
К примеру, предприятие приобретает семена подсолнечника, пестициды, удобрение или же другую сельскохозяйственную продукцию. Покупка может быть и у “сомнительного” контрагента. Но по этой операции существуют все первичные документы, соответственно и налоговый кредит у предприятия-покупателя. Приобретенный товар идет на экспорт и тут возникает много вопросов со стороны налоговой именно к экспортеру.
Откуда и у кого купили товар? Характерна ли такая операция для предприятия-экспортера? Экспорт “сомнительных” товаров может быть признан фискальной службой “нетипичным экспортом”.
В таком случае для экспортера важно было документально подтвердить реальность осуществления экспортной операции от момента закупки сельскохозяйственной продукции до таможенного оформления товара.
Как выглядит эта ситуация сегодня?
Налоговый кодекс Украины опять на пороге новых изменений. Налоговая реформа позволит фискальной службе отсеивать недобросовестных экспортеров из числа претендентов на бюджетное возмещение НДС.
Изменения, заложенные в законопроекте №3357 от 26.10.2015, предусматривают для фискалов возможность тщательно отслеживать товар как на входе, так и на выходе.
Каждое предприятие из цепи поставки, выписывая налоговую накладную своему покупателю, должно будет указать первые четыре цифры кода товара согласно УКТВЭД.
Напомним, сегодня код УКТВЭД в налоговой накладной указывается только в случае реализации подакцизного и импортного товара. После изменений код товара в налоговой накладной должен быть указан по любому товару и даже при поставке на территории Украины.
Когда возникает большой НДС к уплате, всегда существует вариант как его не платить. Некоторые представители бизнеса реально используют различные схемы по формированию “искусственного” налогового кредита или “псевдо экспорта”. Проблема в том, что остальные добросовестные плательщики тоже попадают под одну гребенку со всеми сомнительными предприятиями.
Возможно, эти изменения станут полезны реальному экспортеру и он не попадет в зону риска из-за фиктивного статуса своего контагента. Но, может быть и другая сторона медали, первые четыре цифры кода товара еще ни о чем не говорят и фактически не могут идентифицировать приобретенный товар с реализованным. Это может означать, что у фискальной службы станет больше возможностей для встреч с предприятиями экспортерами.
Пока законопроект на доработке и возможно инициаторы реформы все же пересмотрят свое предложение. Ведь так и непонятно, какой эффект и для кого должны принести эти изменения.
Опубликовано специально для аграрного информационного агентства
Agravery
Комментариев нет:
Отправить комментарий