четверг, 19 февраля 2015 г.

ПИЛОТ ДЛЯ БОЛГАРИИ

Inna Koval ILF
Инна Коваль,
Юрист ILF
27 января с.г. Европейский Суд по правам человека (Евросуд) принял решение по делу «Нешков и другие против Болгарии», установив нарушение статьи 3 (запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения) и статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (Конвенция).
Это решение стало пилотным для Болгарии относительно условий содержания под стражей в исправительных учреждениях, а также затронуло вопрос эффективности средств правовой защиты, посредством которых заключенные могли бы добиться улучшения этих условий.


Евросуд установил, что условия содержания под стражей заявителей были бесчеловечными и унижающими достоинство, в частности, из-за переполненности тюрем, когда пространство на одного заключенного составляло в лучшем случае 2 м2, отсутствия естественного света и воздуха, плохой гигиены, отсутствия приватности при справлении нужды, что привело к унижению личного достоинства.
Суд подчеркнул, что положения статьи 3 Конвенции не допускают никаких исключений даже в наиболее сложных обстоятельствах, таких как борьба против организованного терроризма или преступности. Конвенция совершенно четко запрещает пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание.
В отношении Болгарии Евросуд рассмотрел уже более 20 подобных жалоб, и более 40 жалоб сейчас находятся на рассмотрении. Эти случаи позволили выделить системные проблемы в рамках болгарской пенитенциарной системы, серьезность и стойкий  характер которых вынудил Европейский суд обратиться к специфической процедуре принятия пилотного решениякасающегося  исполнения наказаний в Болгарии.
Такими решениями Евросуд не только констатирует наличие или отсутствие конкретного нарушения, но и устанавливает четкие обязательства для государства – члена Совета Европы по принятию процессуальных мер для  устранения глубоких внутренних проблем. При рассмотрении жалоб относительно условий содержания под стражей болгарские суды часто не принимали во внимание общий запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, предусмотренный Конвенцией, а ссылались только на внутренние законодательные или уставные положения. В связи с этим Евросуд обязал Болгарию на законодательном уровне создать эффективные профилактические и компенсационные механизмы  в течение 18 месяцев с момента окончательного вступления решения в силу.
Материал опубликован в издании «Юридическая практика» 
№ 5 от 3 февраля 2015 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий