среда, 12 августа 2015 г.

КОМУ СТОИТ БОЯТЬСЯ НАЦИОНАЛЬНОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО БЮРО УКРАИНЫ?

Valentin Krylovetskiy ILF
Валентин Крыловецкий,
Юрист ILF
16 апреля 2015 года указом Президента Украины № 217/2015 было создано Национальное антикоррупционное бюро Украины (далее – Бюро). Создание данного органа, как специально уполномоченного субъекта по борьбе с коррупцией, предусматривалось Законами Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» и «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014.
Согласно заявлению Директора Бюро А.С. Сытника, в активную фазу работы Бюро перейдет в сентябре-октябре 2015 года. На данный момент проходит формирование кадрового состава Бюро.
У страха глаза велики и сам факт создания новой правоохранительной структуры у многих вызывает сомнения и опасения. Пора развеять некоторые мифы о  подследственности этого органа.
Одно из заблуждений: сотрудники Национального антикоррупционного бюро Украины смогут на свое усмотрение вести расследование любого преступления, совершенного служебным лицом.
1.   Какие преступления уполномочены расследовать детективы Бюро?
Ответ на этот вопрос дают Закон Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» от 14.10.2014 № 1698-VII и статья 216 Уголовного процессуального кодекса Украины:
  • Имущественные преступления: присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением (ст. 191 Уголовного кодекса Украины, далее - УК);
  • Преступления в сфере хозяйственной деятельности: противоправное завладение имуществом предприятия, учреждения, организации (ст. 206-2 УК); легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (ст. 209 УК); нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением (ст. 210 УК); издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону (ст. 211 УК);
  • Служебные преступления с коррупционной составляющей: подкуп работника государственных предприятий, учреждений или организаций (ст. 354 УК); злоупотребление властью или служебным положением (ст. 364 УК); принятие предложения, обещания или получение неправомерной выгоды должностным лицом (ст. 368 УК); незаконное обогащение (ст. 368-2 УК); предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу (ст. 369 УК); злоупотребление влиянием (ст. 369-2 УК);
  • Военные преступления: хищение, присвоение, вымогательство военнослужащим оружия, боевых припасов, взрывчатых или других боевых веществ, средств передвижения, военной и специальной техники или другого военного имущества, а также завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением (ст. 410 УК). 


    2.   Когда Бюро имеет право расследовать такие преступления?
Детективы Бюро имеют право инициировать расследование преступлений из указанного выше перечня или подключиться к нему при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:


  • Преступление совершил: Президент, полномочия которого прекращены, народный депутат, Премьер-министр, член Кабмина, Глава НБУ, член Совета НБУ, госслужащие 1-2 категорий (глава администрации Президента, главы облгосадминистраций, руководитель аппарата ВРУ, структурных подразделений и секретариатов высших госорганов и т.д.), депутаты облсоветов, судей, присяжных (во время выполнения функций), прокуроры ГПУ и прокуроры областей, руководители подразделений ГПУ и областных прокуратур, офицеры ВСУ, СБУ, начальники МВД, руководители государственных и коммунальных предприятий.
  • Размер предмета преступления или вреда, причиненного ним, составляет 609 000 грн. и более, в случае, если это преступление совершило служебное лицо государственного органа, предприятия, военного формирования или органа местного самоуправления.
  • В случае если предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу (ст. 369 УК), злоупотребление влиянием (ст. 369-2 УК) было совершено в отношении: лиц, перечисленных выше или должностного лица иностранного государства, иностранного третейского судьи, лиц, уполномоченных решать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебном, должностных лиц международных организаций, а также членов международных парламентских ассамблей, участником которых является Украина, судей и должностных лиц международных судов.
    3.   Исключения
Существует исключение, при котором Бюро может расследовать преступления, без наличия условий из п.2:
А) По постановлению прокурора, осуществляющего надзор за расследованиями Бюро, если он посчитает, что:
ü  соответствующие преступления привели или могли привести к тяжким последствиям для охраняемых законом свобод и интересов физического или юридического лица, а также государственных или общественных интересов.
Под тяжкими последствиями следует понимать причинение вреда жизненно важным интересам общества и государства, в частности государственному суверенитету, территориальной целостности Украины, реализации конституционных прав, свобод и обязанностей трех и более человек.
Б) По разрешению Директора Бюро и прокурора Специальной антикоррупционной прокуратуры детективы Бюро могут участвовать в расследовании любых преступлений с целью предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия уголовных преступлений, которые относятся к их подследственности.


Таким образом, несмотря на широкие полномочия и подследственность Бюро, в Уголовном процессуальном кодексе Украины существуют рамки, с которыми детективы должны будут считаться. 


2 комментария:

  1. Браво! Ясная и понятная статья! Спасибо за анализ!

    ОтветитьУдалить
  2. Автор молодец! Так держать)

    ОтветитьУдалить