Елена Калинина, юрист ILF |
Вокруг смелой инициативы правительства о повышении уровня минимальной заработной платы (МЗП), разгорелись самые горячие дискуссии. С одной стороны, повышение гарантий для работающего населения - это хорошо. Ведь впервые за годы независимости Украины уровень МЗП будет соответствовать реальному прожиточному минимуму.
Достаточно ли правительство взвесило все “за” и “против” этого решения? И почему инициаторы не представили каких-либо расчетов по цифре 3200 грн?
Предложение о повышении МЗП появилось довольно внезапно и смею предположить, что все подводные камни такой перспективы никто реально не оценил. Цель понятна - привлечь дополнительные поступления в бюджет и минимизация его расходной части. Но за счет кого и как?
Кто заплатит больше?
Министерство финансов Украины утверждает, что повышение МЗП реально отразится только на “теневом бизнесе” и “зарплатах в конвертах”, именно за счет этого и увеличатся поступления налогов и сборов в бюджет.
Но, если смотреть правде в глаза, то такие действия в первую очередь “ударят” по самим работникам. Ведь и налогов со “свежеповышенной” заработной платы нужно платить больше и налоги: НДФЛ - 18%, военный сбор - 1,5%, удерживаются именно с зарплаты сотрудника, а не с “теневого бизнеса”. Общая нагрузка на работающего гражданина 19,5%, а на бизнес - 22% за счет начисления ЕСВ. Кто больше теряет в данном случае? Обычный работник, который платит налоги с дохода, или предприятие, которое платит налоги с прибыли?
Где же еще подвох? Субсидии
В 2015-2016 гг. в разы подорожали коммунальные услуги для населения. Кабмин для того, чтобы помочь малообеспеченным людям, решил дать субсидию на «коммуналку». При этом на предоставление данной льготы влияет среднемемсячный доход семьи, которая желает получить субсидию.
Получается, что за счет повышения официальной зарплаты у населения, бюджет сэкономит часть расходов и на предоставлении таких субсидий.
Что с текущими расходами бизнеса?
О возможной нагрузке на субъектов хозяйствования уже поговорили, но не все так однозначно. Есть масса вопросов, которые возникнут в случае повышения МЗП.
Получение лицензий и других разрешительных документов будет стоить в два раза дороже, ведь плата за эти необходимые документы напрямую зависит от размера МЗП. Например, в 2016 году строительная лицензия обойдется предпринимателю в 1218-1550 грн, а с 2017 года эта сумма удвоится.
Не дешевым удовольствием будет и уплата штрафов за нарушение бизнесменом действующего законодательства. Например, за нарушения в сфере трудового законодательства штрафы составляют от 1 до 30 МЗП в зависимости от допущенного нарушения.
Обжалование в суде примененных штрафов влечет за собой уплату судебного сбора минимальный уровень которого тоже зависит от МЗП.
Что для собственников недвижимости и автомобилей?
Напомним, что собственники недвижимого имущества (жилого или нежилого) уплачивают налог на недвижимость. Ставка этого налога также привязана к МЗП: за 1 м2 уплачивается не более чем 3% от МЗП. Соответственно при увеличении минимального порога заработной платы увеличится и налог как для юридических, так и для физических лиц - собственников недвижимости.
Что касается транспортного налога на автомобиль, то увеличив МЗП, правительство экономит финансы собственников дорогих авто. Напомню, что за автомобиль нужно платить, если его стоимость свыше 750 размеров МЗП.
То есть, в 2016 году это 1 033 500 грн (750*1378), а с 2017 года это 2 400 000 грн (750*3200). Количество плательщиков транспортного налога уменьшится за счет изменения стоимости объекта налогообложения. Так как налог платится ежегодно, круг лиц, обязанных уплатить налог на автомобиль, сузится уже в 2018 году.
Вот такие последствия могут возникнуть из-за спонтанного решения правительства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий