пятница, 30 сентября 2016 г.

ОТМЕНИЛИ РЕЙС? КОГДА СТОИТ СУДИТЬСЯ С ТУРФИРМОЙ?

Борис Замикула,
адвокат, юрист ILF
Осень на дворе, но заманчивые заграничные предложения для туристов в изобилии. Многие планируют свой отдых именно в бархатный сезон, прибегая к услугам туристических агентств. Главное, чтобы отпуск не был испорчен, ведь не всегда заключение договора на оказание туристических услуг - гарантия комфортного отдыха. 

Как показывает судебная практика, споры с турфирмами в связи с невыполнением обязательств по договору об оказании услуг имеют распространенный характер. Туристы (как и некоторые судьи) заблуждаются, что именно турагентства, то есть те, с кем непосредственно подписывался договор, несут ответственность за испорченный или несостоявшийся отдых. Поэтому следует понимать, что турагентства выступают исключительно посредниками между туристами и собственниками отелей, выполняя функции привлечения клиентов и подписания с ними договоров.
  
Для понимания функций каждого из субъектов, задействованного в туристическом бизнесе, опишем его общую структуру.

1.На вершине пирамиды находятся туристические компании -  туроператоры. Они заключают прямые договоры с отелями, на основании которых бронируют все или большинство номеров в них. Также туроператоры заключают договоры на оказание сопутствующих услуг: чартерные рейсы, трансфер, экскурсионное обслуживание, питание. Ключевых туроператоров не рынке не больше 20 и их названия у всех на слуху. Именно они создают туристический продукт и формируют ценовую политику.

2.Следующее звено - это туристические агентства, которые заключают договоры с туроператорами. Их основная задача - распространение готовых туристических продуктов. Количество турагентов огромное множество. Они выступают от имени и в интересах туроператора. Многие турагентства формируют собственный бренд, а некоторые предпочитают использовать репутацию туроператоров. Как правило, турагентства осуществляют свою деятельность в форме ООО.

3. Более крупные турагентства, которые смогли расширить свое присутствие в каждом регионе страны, продолжают экспансию путем заключения субагентских договоров, т.е. привлекают предпринимателей (как правило, ФЛП) к распространению туристических продуктов.
Конечный потребитель туристических услуг, подписывая договор, может столкнутся с такой формулировкой наименование контрагента:

“... Туроператор, от имени, за счет и по поручению которого на основании агентского договора действует Турагент, от имени, за счет и по поручению которого на основании субагентского договора действует Турсубагент ...”      

Но кто же будет отвечать в случае невыполнения условий договора ?

Можно выделить три основные проблемы, с которыми сталкиваются туристы:

1.Отказ в вылете или поселение в отель по причине банкротства туроператора. От этого никто не застрахован. Можно только посоветовать иметь дело исключительно с проверенными компаниями, не соблазняясь на скидки.

2.Предоставление туристических услуг, которые не соответствуют требованиям, обусловленных договором. Например?

3.Отказ в регистрации на рейс (или пересечении границы) по причине несоответствия документов, предъявляемых пограничными службами.
В первом случае, можно только набраться терпения и надеяться, что в результате рассмотрения всех кредиторских требований и завершения процедуры банкротства будут хоть частично удовлетворены требования туристов. Но шансы крайне ничтожны.

В остальных случаях - дорога только в суд. 

При этом во втором случае предстоит доказывать обстоятельства нарушения условий условия договора, а в третьем - по чьей вине возникли неточности в документах, не позволившие пересечь границу.

Порядок оказания туристических услуг, как и рассмотрение возникших споров, урегулированы нормами Гражданского кодекса Украины, Законами Украины “О туризме” и “О защите прав потребителей”. Кроме того, еще в 2013 Верховный Суд Украины подготовил анализ судебной практики при рассмотрении споров о предоставлении туристических услуг, где высказана следующая позиция -  ответчиком в таких категориях дел должен выступать туроператор, поскольку он является поставщиком услуг.

Но зачастую туроператоры пытаются переложить всю ответственность на турагентов или субтурагентов, обосновывая это тем, что не в состоянии проконтролировать выполнение всех договоров и правильность их заключения. 

Туристы сталкиваются с отказом в регистрации на рейсы при покупке так называемых “горящих путевок”, как правило, когда сроки вылета и оформления документов крайне сжаты. Именно в этот момент турагенты (или турсубагенты) теряют бдительность, преследуя только цель продать/купить тур.

Невзирая на положения договоров, в которых предусмотрено, что туристу разъяснен порядок въезда/выезда за границу, а также он предупрежен о всевозможных рисках (с чем добровольно соглашается), туроператор все же должен нести ответственность в случае отказа в регистрации на рейс.

Показательным является судебный процесс по делу № 640/15410/15-ц, в котором Высший специализированный суд Украины подтвердил, что туроператор несет всю полноту ответственности за деятельность турагента и турсубагента. Кроме того, суд установил, что турагент должен был отказать в заключении договора, поскольку предоставленные туристом документы исключали возможность пересечения границы и, соответственно, получения туристической услуги.

Подытожив, отмечу основные рекомендации:

1.Заключайте договора с проверенными туроператорами/турагентами (как минимум, на основании рекомендаций друзей или знакомых). 

2.Обращайте внимание на условия договора, особенно на те пункты, в которых идет речь, что туристу разъяснено “все обо всем”. Требуйте разъяснить подробно. 

3.Не соглашайтесь на уговоры турагентов, когда вас заверяют, что неточности в документах, например, срок действия загранпаспорта составляет менее 180 дней, не послужит основанием для отказа в регистрации на рейс/пересечении границы.

4.Отстаивайте свои права в суде - ведь покупатель туристических услуг всегда прав !

Комментариев нет:

Отправить комментарий