среда, 25 мая 2016 г.

“ЕДИНОЕ ОКНО” НА ТАМОЖНЕ ВСЕ-ТАКИ ЗАПУСТЯТ?

Святослав Бартош,
юрист ILF
Минфин продолжает радовать субъектов ВЭД. В конце апреля вступил в силу Приказ №395, которым введена автоматическая система распределения таможенных деклараций. А уже 18 мая министр финансов Александр Данилюк сообщил о разработанном проекте постановления Кабмина относительно "единого окна" при проведении государственного контроля. 

Краткая предистория

Все товары, которые перемещаются через государственную границу, подлежат таможенному контролю. Кроме этого, такие товары подлежат и другим формам государственного контроля: радиологическому, санитарно-эпидемиологическому, ветеринарно-санитарному, фитосанитарному, экологическому, радиологическому. 

Ознакомившись с постановлением Кабмина №1031 от 05.10.2011 предприятие может выяснить какой вид контроля определен для его товара. 

После принятия в 2012 году нового Таможенного кодекса на законодательном уровне закреплено, что все виды государственного контроля осуществляются по принципу "единого окна". Кроме того, в статье 319 Таможенного кодекса указано, что такие виды контроля осуществляются посредством цифровых технологий. 

Но на практике принцип "единого окна" превратился в принцип "единой комнаты", в которую декларант должен носить товаросопроводительные документы от представителя одного органа к другому для того, чтобы получить заветный штампик. Информационные технологии так и остались за кадром. ГФС решила закрепить такой порядок и 21.04.2016 спустила на местные таможни письмо №14345/7/99-99-24-02-02-17, в котором разъяснила, что таможенное оформление завершается только при наличии отпечатков штампов на товаросопроводительных документах. 

Что же предлагает Минфин? 

Согласно проекту нового постановления ГФС должна разработать специальную информационную систему, через которую фактически и будут проводится все процедуры государственного контроля. Пользователи системы - должностные лица контролирующих органов (только те, кто имеют отношение к осуществлению государственного контроля). Их идентификация будет проводиться с помощью электронной цифровой подписи. А предприятия будут взаимодействовать с новой информационной системой через Автоматическую систему таможенного оформления. 

Нетарифный контроль при ввозе. 

1. Товар в пункте пропуска 

Органы доходов и сборов вносят в информационную систему результаты предварительного документального контроля. 

Если пункт пропуска еще и оборудован комплексом автоматического радиоконтроля, то после внесения таможенным инспектором отметки о пропуске товара, система автоматически формирует данные о завершении радиологического контроля. 

Также в случае, если органы государственного контроля в пункте пропуска завершили в полном объеме любой из видов государственного контроля, то они обязаны внести соответствующие сведения в информационную систему в течение 30 минут с момента завершения таких процедур. 

2. Товар на пути к таможне назначения 

Через 1 час после выпуска товара с пункта пропуска система автоматически отправляет предприятию электронное сообщение с: 
- реквизитами предварительной таможенной декларации; 
- датой и временем выпуска товаров с пункта пропуска; 
- информацией о завершенных процедурах государственного контроля и о тех, которые нужно завершить в зонах таможенного контроля; 
- исчерпывающим перечнем документов, которые нужно подать для завершения процедур государственного контроля. 

После этого предприятие отправляет электронным сообщением в информационную систему сканкопии необходимых документов. Если же органы государственного контроля приняли решение о проведении осмотра товара, то предприятие в своем электронном сообщении еще и предлагает дату и время проведения такого осмотра в таможне назначения. 

Информационная система проверяет электронную цифровую подпись, реквизиты предварительной декларации и информирует соответствующий контролирующий орган. 

И тут спрятано, наверное, самое главное новшество предлагаемого проекта - принцип молчаливого согласия. У должностного лица контролирующего органа есть 4 рабочих часа для принятия решения по предоставленным документам. Если контролирующий орган не реагирует, то по истечении этого времени система автоматически формирует решение о завершении процедуры государственного контроля. 

В случае, если орган государственного контроля принял решение о проведении осмотра товаров, то он должен привести детальное обоснование такого решения. При этом он либо соглашается с временем, предложенным предприятием, либо приводит обоснование причин несогласия и предлагает ближайшее подходящее время. 

3. Прибытие товара в таможню назначения 

После подтверждения таможенными органами факта прибытия товара информационная система уведомляет предприятие о результатах государственного контроля. 

Если все виды контроля завершены, то предприятие подает таможенную декларацию для оформления. 

В случае же принятия контролирующими органами решения о проведении осмотра, предприятие сообщает о согласии с предложенным временем его проведения. Если предприятие не согласно - орган доходов и сборов согласовывает время проведения осмотра (но не позднее чем 24 рабочих часа от времени, предложенного предприятием). Во время проведения осмотра предприятие предъявляет или передает контролирующим органам оригиналы документов, если это предусмотрено законодательством. Осмотр товара проводится всеми контролирующими органами одновременно. 

После завершения процедуры государственного контроля должностное лицо должно на протяжении 30 минут отобразить его результаты в информационной системе. 

При вывозе товара процедуры нетарифного контроля будут проводиться в следующем порядке. 

После того как предприятие начало загружать товар на транспортное средство оно может направить в таможню (по месту оформления) электронное сообщение и сканкопии документов для осуществления процедур государственного контроля. В сообщении предприятие предлагает время и место проведения возможного осмотра товаров. 

Информационная система уведомляет контролирующие органы о необходимости проведения государственного контроля. 

В проекте постановления контролирующему органу отведено 24 рабочих часа. В течение этого времени орган государственного контроля обязан внести в систему информацию о принятом решении. Он может как завершить контроль или отказать в его завершении, так и назначить осмотр товаров (в т.ч. и с отбором образцов) или потребовать дополнительно обработать товар (провести фумигацию, обеззараживание). 

Здесь также действует принцип молчаливого согласия и система автоматически формирует сообщение о завершении государственного контроля, если контролирующий орган не принимает никаких решений на протяжении 24 рабочих часов с момента получения документов. 

Система информирует предприятие о принятии соответствующих решений органом государственного контроля. 

В целом проект постановления довольно прогрессивный и существенно упростит прохождение всех форм государственного контроля, особенно для импортных товаров. Но посмотрим на финальный текст постановления после согласования всеми заинтересованными государственными органами и лицами. 

Опубликовано на личном блоге "Обозреватель" .

Комментариев нет:

Отправить комментарий