среда, 18 мая 2016 г.

ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ: КТО И КАК ПРОВЕРИТ ЧИНОВНИКА?

Елена Калинина,
юрист ILF

Запуск системы электронного декларирования был напрямую связан с началом работы Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), а процесс внедрения системы электронного декларирования сопровождается обновленной процедурой проверки деклараций.

После “тяжелого старта” НАПК все-таки приступило к своей основной миссии - искоренить коррупцию среди чиновников. Инструментом для достижения этой цели является проверка деклараций о доходах государственных служащих и мониторинг их способа жизни. Каким же способом НАПК будет проверять декларации лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и что собой представляет мониторинг способа жизни чиновников?

Неограниченный доступ к данным

Деятельность Нацагентства направлена на установление факта достоверности задекларированных сведений, точности оценки задекларированных активов и отсутствия конфликта интересов у субъекта декларирования. И основная задача - выявить признаки незаконного обогащения субъектами декларирования в период осуществления деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления.

Проверять декларации НАПК будет с использованием информации, полученной от физических или юридических лиц, из средств массовой информации и других источников, которые могут свидетельствовать об указании в декларации недостоверных сведений (ст. 50 ЗУ № 1700).

Читая буквально эту норму: НАПК при проверке может использовать не только официально полученную информацию в отношении субьекта декларирования, а и данные из средств массовой информации, которые не всегда являются достоверными. Пока нет утвержденного Нацагенством порядка проведения проверок, говорить о непрактичности указанной нормы рано. Но информация из средств массовой информации может побудить НАПК к более тщательному анализу деклараций, с целью установления коррупционного деяния со стороны субьекта декларирования.

НАПК также будет иметь доступ ко всем информационным базам данных государственных органов и органов местного самоуправления, к примеру, к реестру прав на движимое/недвижимое имущество, реестру таможенной службы и т.д. Такой упрощенный доступ к информационным базам позволит легко проверить сведения в декларациях чиновников. Это еще один способ доказывания наличия или отсутствия умысла в деяниях субьекта декларирования, если в его декларации обнаружатся расхождения.

Плюс к этому, Нацагентство может в течении 10 дней получить от государственных органов, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и их должностных лиц, граждан и их объединений информацию, которая может подтвердить или опровергнуть данные в декларациях чиновников. К примеру, банки могут более охотно предоставлять информацию НАПК о движении средств субьекта декларирования, тем более, что уже существуют инициативы о так называемой либерализации банковской тайны, в рамках которой может быть упрощен доступ к банковским данным. Тогда у субьекта декларирования не остается ничего другого как говорить правду, только правду и ничего кроме правды и в декларации указывать точные данные о денежных активах и их происхождении. Отговорка, что скрытые активы (зачисленные на текущий счет, карта и т.д.) взяты в долг, уже не будет спасательным жилетом для чиновников, ведь эта информация с легкостью может быть проверена НАПК непосредственно у номинального кредитора.

Семейный секрет

Ранее заполняя части декларации на членов своей семьи, чиновники могли спокойно не указывать сведения о материальном состоянии родственников. При этом достаточным было указать, что член семьи отказался предоставлять такую информацию декларанту. На сегодняшний день такого бонуса нет. Наоборот, НАПК самостоятельно получит всю необходимую для декларирования информацию и проверит непосредственно членов семьи, которые отказались посодействовать декларанту в заполнении декларации.

Роль СМИ в борьбе с коррупцией

Кроме проверки электронных деклараций, детальному анализу подлежит и уровень жизни чиновника на предмет соответствия задекларированным доходам. В данном случае, опять таки, значительную роль будут играть средства массовой информации, которые умеют вызвать интерес у Нацагенства, например, к способу передвижения субъекта декларирования или к количеству его поездок за границу в течении года.

Все перечисленные возможности НАПК можно назвать теоретической основой для борьбы с коррупцией, и как на практике будет использована эта информация пока неизвестно. Ведь наличие у НАПК информации о материальном состоянии субъекта декларирования может оказаться недостаточным для доказательства, что чиновник нажил свое имущество незаконным способом, или умышленно не обозначил в декларации наличие в собственности нематериального актива или корпоративных прав.

В любом случае субъект декларирования может отстаивать свою позицию перед антикоррупционным органом, давая пояснения или предоставляя информацию из официальных источников. Но объясняясь перед НАПК всегда стоит помнить о смысле пословицы “Что написано пером, того не вырубишь топором”.

Опубликовано на личном блоге Liga.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий