пятница, 5 февраля 2016 г.

РОЗОВЫЙ КАДИЛЛАК ЭЛВИСА, ИЛИ СКОЛЬКО СТОИТ ВАШ IT-БИЗНЕС?

Дмитрий Бабаев,  

финансовый советник 

юридической фирмы ILF

Чтобы быстро развиваться, стартапу нужны инвестиции. Но если инвестор уже заинтересовался и предлагает переговоры, как оценить свой проект? Какие факторы принимать во внимание прежде всего, какая оценка будет оптимистической, пессимистической и реальной? На эти важные для любого стартапа вопросы отвечает в своей статье Дмитрий Бабаев, финансовый советник юридической фирмы ILF.




Когда нужно оценивать собственную компанию?

Если у вас ее хотят купить. На выставке к вам подходит человек в костюме, дает визитку со словом Google и говорит: «Мы давно наблюдаем за вашим прогрессом, и хотели бы, чтобы ваша компания присоединилась к нам. На какую сумму выписать чек?»
Или вы ищете инвестора в стартап. У вас есть классная идея, наброски, а может и прототип. Вам удалось впечатлить своим энтузиазмом бизнес-ангела, и он спрашивает: «Для завершения разработки вам нужно $50 000. На какую долю в компании я могу за эту сумму рассчитывать?»
Или у вас пошла прибыль, и вы с партнерами собрались оформить свои отношения учредительным договором или акционерным соглашением, чтобы не было вопросов, как ее делить и как распределить взносы.
Или, наоборот, ваши пути с партнерами расходятся по отдельным проектам. Кто кому и сколько должен, чтобы никто не ушел обиженным?
В этих случаях необходима внешняя оценка, чтобы услышать максимально объективную и подтвержденную цифру.

Топ-6 вопросов при оценке компании? (к ним нужно быть готовым заранее)

Для кого делается оценка?

Это может быть покупатель всей компании, стратегический управляющий инвестор, долевой неуправляющий инвестор, банк или другой долговой инвестор, менеджмент или владельцы компании. От этого будет зависеть метод оценки – и для разных пользователей цена может отличаться. Если  это вас удивляет, вспомните дряхлый розовый кадиллак:  для металлобазы– это, прежде всего, полтонны лома, а для кого-то – раритет, на котором мог ездить Элвис.
Какие у компании финансовые результаты и как их можно подтвердить?
Особенно интересна вторая часть вопроса. У начинающих компаний учет ведется раз в году, если вообще ведется. Но тем не менее, как подтверждение доходов всегда можно дать обороты по счетам в банке или платежной системе, а основные расходы на заработную плату подтверждаются штатным расписанием с зарплатами в рамках средних по рынку, затраты на аренду – арендованной площадью.
Какой план развития на ближайшие 2-3 года? Новые контракты, новые рынки/отрасли/технологии, рост доходов, дополнительные расходы. Чем он обусловлен?
Например «Мы откроем филиал в Астане, на 20 разработчиков, работающий на наши дополнительные проекты существующих клиентов. Это позволит увеличить оборот компании на 120 000 евро в месяц, а затраты на разработчиков в Астане на 20% ниже».
Чаще всего в этом случае я рекомендую рассмотреть два сценария развития – оптимистический и пессимистический. После обсуждения пессимистический вариант становится оптимистическим, а базовым – пессимистический минус 50%.
Какие активы есть в собственности компании?
Например, компьютеры, недвижимость, патенты, подтвержденная интеллектуальная собственность, долгосрочные контракты с клиентами. Сюда же относится описание всех имеющихся долгов.
Очень полезный вопрос, когда оцениваются начальные вклады учредителей в новую компанию. Самый простой подход в этом случае – сначала сделать инвентаризацию всего, что есть в компании, вспомнить и записать, сколько платили за каждую вещь. Потом поднять все остальные платежи за все время существования и разделить их на две части – текущая деятельность и инвестиции. Например, зарплата системного администратора или оплата домена компании – текущая деятельность. Рекламная компания по раскрутке сайта и покупка сервера – инвестиции.
Оценка сайтов или программ, которые принадлежат компании, а не клиентам, относится к отдельному расчету, для старта будут нужны только затраты на их создание.
Как юридически сформирована компания и кто управляет?
На практике это может быть набор из нескольких направлений деятельности, сайта с фирменным названием, нескольких ЧП, нескольких аккаунтов на разных площадках, часть из которых может быть заведена на одного учредителя, часть на другого, а часть и вовсе на системного администратора.
В процессе оценки всегда решается вопрос, что из этого набора мы будем оценивать, и ответ очень зависит от целей оценки. Инвестор резонно потребует, чтобы ему принадлежала доля в компании-собственнике всех активов, поэтому дальновиднее выделить отдельное направление в отдельную компанию. Но повторюсь, это каждый раз решается индивидуально.
Можете ли вы назвать какие-нибудь крупные западные компании аналогичные вашей по структуре и технологиям?
Этот вопрос помогает найти объекты для сравнения, чтобы можно было опереться на известную стоимость большой компании, и на основании этого обосновать вашу стоимость.
Когда получены ответы на все эти вопросы, начинается, собственно, работа по оценке. И здесь есть одна тонкость. В любой оценке самое сложное – обоснование. Можно поставить любую цифру на ценнике, но нужно ее обосновать так, чтобы у покупателя не осталась никаких сомнений в ее справедливости. Особенно непросто это сделать с индивидуальными вещами, а что может быть индивидуальнее бизнеса?

Сколько стоит ваш бизнес: 3 варианта

Есть три основных метода, которыми можно подтвердить стоимость компании.

Во-первых, по стоимости ее активов

Продаем компьютеры и сайт, получаем долги с клиентов, отдаем долги по зарплате и аренде – остаток и есть наша стоимость. Чаще всего очень мало.
Поэтому любой покупатель очень любит считать этим методом.
Есть несколько разновидностей, но их описание без деталей непонятно, а с деталями займет еще пару таких статей.

Во-вторых, как источник денег

Еще этот метод называется обратной капитализацией. В ней вы расцениваете свою компанию как источник денег и решаете простое уравнение: «Если я получаю от вклада Х долларов в год под (процентная ставка банка) годовых, то какой у меня вклад?»
Упс, я выдал огромную финансовую тайну, полную IRR, NPV, WACC и расчетов на тысячи строк, в одном предложении. Впрочем, в этом простом расчете достаточно много существенно влияющих на результат тонкостей.
Этот метод очень любят те, кто продает свои проекты. «Через три года у нас будет миллиард прибыли, поэтому мы стоим пять миллиардов. Скидка 50% — только для вас».

В-третьих, сравнительный метод

Не менее простой. Берем аналогичную компанию, стоимость которой уже известна. Например, вы утверждаете, что вы – маленький Google. А большой Google торгуется на бирже, поэтому мы можем с точностью до доллара узнать его стоимость в каждый момент времени. Для того, чтобы на основании этого оценить себя, нужно лишь подставить коэффициент масштаба, и получится обоснованная цена.
Самый справедливый способ.
Дьявол, как обычно, в деталях. Какой параметр для коэффициента масштаба взять? Число разработчиков, число клиентов, оборот, прибыль? Как оценить риск того, что базовая компания в Калифорнии, а мы в Украине? Как учесть затраты на обеспечение компании публичности?
Как бы то ни было, любая методика оценки компании easy to learn, hard to master. И ее особенность в том, что неправильная деталь здесь может стоить десятки и сотни тысяч долларов, причем будет зачастую понятно только годы спустя.
Так же и классическая ошибка деления долей компании между учредителями 50% на 50% разбила не одну дружбу и расколола не один бизнес.
Опубликовано на AIN.UA

Комментариев нет:

Отправить комментарий