Светлана Буряк, юрист ILF |
МВФ
снова отметил медленный прогресс в
преодолении коррупции и улучшении
управления государством Украины 10
февраля.
В этот же день Президент
Украины заверил Кристин Лагард в своей
неизменной приверженности к реформам
и стороны утвердили так называемую
дорожную карту действий и приоритетных
мер по
удержанию Украины на пути устойчивого
роста.
Каких
новых реформ ожидать украинцам теперь
и чем нужно пожертвовать? Готовимся к
переходу на общую систему налогообложения?!
Напомним,
что 8
января 2016 года на сайте МВФ был опубликован
Отчет по технической помощи Украине и
один из его ключевых
вопросов - отмена «упрощенки».
В
большинстве стран введены специальные
режимы взимания налога на доход и НДС
для малого бизнеса. Но эти режимы имеют
две взаимосвязанные цели: 1) сузить круг
требований законодательства для малых
плательщиков налогов; 2) дать налоговым
органам возможность сосредоточиться
на контроле над крупными и средними
предприятиями.
То
есть целью упрощенной системы
налогообложения в мире является
упрощение деятельности,
а не снижение налогового бремени малых
плательщиков налогов.
По
мнению МВФ действующий режим налогообложения
остается чрезмерно
сложным и слишком
льготным,
в то время как
упор в работе следует делать на упрощении
условий ведения бизнеса, а не на
предоставлении налоговых льгот. Упрощения
(и, возможно, отдельные налоговые льготы)
очень важны для самых
маленьких налогоплательщиков
(«микробизнеса»).
Что
предлагает МВФ:
-
Разделение налогоплательщиков на разные группы (с различными режимами) лучше всего делать на основе только валового дохода или оборота. Этот метод, конечно, имеет свои недостатки, но в целом оборот или валовая прибыль представляет собой простейшую и наиболее понятную основу для вертикальной классификации налогоплательщиков для разных налоговых режимов.
-
Отказ от применения такого критерия как количество работников, поскольку это может создавать неблагоприятные стимулы для трудоустройства без оформления или преобразования работников в независимых предпринимателей.
-
Плательщики НДС не должны иметь права на применение реформированного упрощенного режима. Главный аргумент: плательщики НДС, с учетом требований по ведению учета и представления отчетности по данному налогу, могут считаться такими, что имеют достаточно способностей работать на общей системе налогообложения. При этом предполагается, что предельные показатели для регистрации плательщика НДС должны быть установлены на соответствующем уровне. Сегодня порог для регистрации субъекта плательщиком НДС составляет 1 млн гривен и до этого уровня показатель был поднят с 300 000 гривен в январе 2015 года. Это значение немного ниже среднего значения для выборки развитых стран, и равняется среднему значению для выборки стран с переходной экономикой. В дополнение МВФ рекомендует Украине поднять предельный размер дохода для регистрации плательщиком НДС до 2 млн гривен и тогда большинство плательщиков второй и третьей групп (более 99 % второй группы и более 95% третьей группы) остаться вне системы НДС.
-
Юридические лица также должны быть лишены возможности применять упрощенную систему налогообложения. Неоднократно МВФ и правительство Украины указывало, что юридические лица, регистрируясь плательщиками единого налога, минимизируют свои расходы, но при этом значительная доля средств не поступает в бюджет.
-
Ко всем плательщикам налогов (кроме малого бизнеса) и их работникам должны применяться обычные ставки ЕСВ. Главным стимулом текущего режима единых ставок является стремление избежать пропорциональных ставок ЕН путем получения статуса физического лица-предпринимателя. Для ликвидации этого стимула отдельным физическим лицам-предпринимателям, имеющим право на применение упрощенного режима, необходимо ввести обязательство пропорционального начисления ЕСВ на весь свой доход от хозяйственной деятельности, а также удержания ЕСВ и НДФЛ по общим ставкам из всех выплат наемным работникам. Микропредприятия (нынешняя первая группа) будут и в дальнейшем платить номинальный ЕСВ в фиксированном размере, а не пропорционально, но в этом случае целесообразно запретить им привлекать наемных работников.
-
Разрешение предпринимателям нынешних второй и третьей групп на преобразованной упрощенной системе налогообложения осуществлять любую хозяйственную деятельность (за исключением строго определенного перечня запрещенных видов деятельности), а также брать на работу неограниченное количество работников.
-
Отмена и отказ от введения моратория в будущем на налоговые проверки, в частности, налогоплательщиков на упрощенной системе налогообложения.
ИТОГО
1
группа единого налога
может вздохнуть спокойно, так как
внешнему донору они не интересны.
2
и 3 группы: режим единого налога может
быть заменен на упрощенную систему
налогообложения с применением общих
ставок НДФЛ к денежному потоку.
Таким субъектам бизнеса МВФ предлагает
дать возможность осуществления любой
хозяйственной деятельности (за исключением
строго определенного перечня запрещенных
видов деятельности) и наем неограниченного
количества работника.
Все
плательщики НДС и
юридические лица могут лишиться права
на применение упрощенной системы
налогообложения.
Ожидается,
что такое реформирование системы ЕН
обеспечит привлечение значительных
дополнительных поступлений налога на
доход. Введение общих ставок НДФЛ для
налогоплательщиков - физических
лиц-предпринимателей второй и третьей
групп имеет доходный потенциал в размере
32 600 000 000 гривен в бюджет
страны. Впечатляющая цифра, не так ли?!
Нужно
готовится к тому, что отчисления с
карманов налогоплательщиков в бюджет
страны будут только возрастать. МВФ
обещает, что это поможет улучшить
экономику, а в следствие повысить уровень
жизни каждого украинца. Но кто может
пообещать, что налоги, которые растут
непомерно и являются довольно-таки
тяжелым бременем не осядут в карманах
чиновников? Как повлияют на судьбу
предпринимателей и экономику в целом
такие высокие налоги в период стагнации?
Остается
лишь ждать, следить за изменениями,
оперативно реагировать на изменения
и защищать себя и свой бизнес.
Комментариев нет:
Отправить комментарий