Иван
Бондарчук,
юрист
ILF
|
О
том, что такое энергосервис речь
шла в прошлой публикации. На кого
же нацелен этот рынок или, проще
говоря, кто заказчик?
Этот
вопрос беспокоит многих игроков этого
сектора в Украине, так как в законодательстве
нет четкого ответа. Ответ я искал
совместно с партнером ЮФ ILF Сергеем
Сильченко, экспертом в сфере бюджетного
законодательства.
Из
содержания преамбулы Закона № 327-III от
09.04.2015, регулирующего условия
энергосервисного договора, можно
говорить о том, что закон распространяется
на объекты государственной и коммунальной
собственности. Следовательно, заказать
энергосервис может любой орган,
управляющий объектами государственной
и коммунальной собственности. К таким
объектам относятся: корпоративные
права, имущество, переданное государственным
коммерческим предприятиям, а также
государственное имущество, сданное в
аренду, лизинг и концессию (см. Закон
«Об управлении объектами государственной
собственности»). Перечень субъектов
управления строго определен законом,
начинается Кабинетом Министров Украины
и заканчивается государственными
предприятиями.
Все
ли эти субъекты могут стать заказчиками
энергосервиса? Мы думаем ,
что нет.
Ведь
главным сладким «пряником» энергосервисного
механизма, принятого прошлым летом,
стали долгосрочные бюджетные гарантии
платежей в пользу ЭСКО. А их могут дать
не все.
Только
распорядители бюджетных средств, то
есть государственные органы и подчиненные
им бюджетные учреждения, которые
могут принимать на себя бюджетные
обязательства по энегосервисным
договорам, потенциально выступают
заказчиками энергосервиса.
Более
того, бюджетная статья расходов на
энергосервис непосредственно связана
с расходами на оплату коммунальных
услуг и энергоносителей. Если такие
расходы в смете на содержание учреждения
не предусмотрены, то и бюджетных гарантий
по энергосервисному договору не будет.
Для
наглядности приведем два примера:
Бюджетное
учреждение – школа , в бюджете которой
заложена статья расходов на покупку
газа, может заключить энергосервисный
договор на один из учебных корпусов и
предоставить ЭСКО долгосрочную бюджетную
гарантию платежей.
В
тоже время государственный завод ,
который ведет хозяйственную деятельность,
самостоятельно покрывая свои затраты,
может провести закупку энергосервиса
для уменьшения издержек производства.
Но долгосрочной бюджетной гарантии
платежей для ЭСКО он предложить не
может. В таких условиях ЭСКО понадобятся
дополнительные гарантии со стороны
заказчика, например: залоги, поручительство,
банковская гарантия и прочее.
Поэтому,
в условиях зарождающегося рынка, когда
инициатива реализации энергосервиса
часто принадлежит самой ЭСКО, следует
проверить статус Заказчика на предмет
возможности предоставить бюджетную
гарантию прежде, чем предложить ему
выгодный проект.
Иначе
через пару лет после заключения договора
и реализации проекта, вы можете услышать:
«увы, на вас денег нет».
Опубликовано на Liga.net
Комментариев нет:
Отправить комментарий