Иван Бондарчук, Юрист ILF |
Не секрет, что Украина потребляет в 3-3,5 раза больше энергии на
производство 1$ ВВП, чем Европейский союз. Это означает, что при прочих равных
наша экономика будет неконкурентной на открытом рынке.
Поэтому создание условий для повышения энергоэффективности - один
из приоритетов украинского правительства последние два года.
К примеру, Государственное агентство энергоэффективности Украины
среди главных прорывов 2015 года отмечает внедрение механизма энергетического
сервиса в законодательное поле Украины. Давайте разберемся в сути этого
механизма и особенностях его работы в Украине.
ЧТО ТАКОЕ ЭНЕРГОСЕРВИС?
В широком понимании энергетический сервис – это мероприятия,
направленные на достижение натуральной или финансовой экономии за счет
повышения эффективности использования энергоресурсов.
В мировой практике такие мероприятия могут иметь разнообразные правовые формы
реализации , такие
как:
1.
Энергетический перформанс
контрактинг: Заказчик оплачивает услуги энергосервисной компании (ЭСКО) за счет
сэкономленных средств. Нет
экономии – нет оплаты по договору .
ПРИМЕР: До заключения договора с ЭСКО Заказчик тратил 1000 грн. в месяц на
энергообеспечение объекта. Заказчик договорился отдавать ЭСКО 80 % экономии.
После модернизации объекта, Заказчик стал платить 500 грн. Вознаграждение ЭСКО
– 400 грн. в месяц, экономия Заказчика до окончания договора - 100 грн.
2.
Шоффаж ( chauffage – отопление «фр.»): Исполнитель принимает на себя все обязательства
по энергообеспечению объекта Заказчика. Вознаграждение определяется при
заключении договора как сумма затрат Заказчика на энергоресурсы с 5-10%
процентным дисконтом. Т.е., что сэкономил – то твоё.
ПРИМЕР: До заключения договора, Заказчик тратит все те же
1000 грн. ЭСКО-компания обязуется модернизировать объект и обеспечить поставку
энергетических ресурсов Заказчику за 900 грн. Если после модернизации объекта
ЭСКО тратит на энергоресурсы 600 грн. в месяц, то её заработок – 300 грн.
3.
BOOT (build, own, operate
transfer) проекты: вид
государственно-частного партнерства. Исполнитель за свой счет и при поддержке
государственного партнера проектирует, строит (модернизирует) и использует
объект в течение определенного в договоре строка. После окончания договора все
права на объект передаются государственному партнеру. Механизм может
использоваться для реализации крупных инфраструктурных энергетических проектов.
4.
Лизинг – долгосрочная аренда оборудования с возможностью дальнейшего
выкупа.
КАК БУДЕТ РАБОТАТЬ В УКРАИНЕ?
В Украине понятие энергетического сервиса определено в законах № 327- VIII
и 328-VIII от 09.04.2015 как комплекс мер, направленных
на сокращение потребления и/или затрат заказчика на оплату энергетических
ресурсов и/или коммунальных услуг.
В основу
механизма был положен энергосервисный договор, по условиям которого ЭСКО за
свой счет реализует энергоэффективные мероприятия, а заказчик оплачивает ее
услуги за счет реально сэкономленных средств. Таким образом, украинский энергосервисный
договор является классическим перформанс-контрактом.
Стоит
отметить, что закон предусматривает примерную форму энергосервисного договора.
Это значит, что участники сделки могут самостоятельно согласовать содержание
контракта при соблюдении существенных условий, установленных законом.
Из них я
выделю лишь наиболее примечательные.1 Например,
максимальный срок договора может быть не более 10 лет. А уровень вознаграждения ЭСКО
составит 80-90 % от суммы фактической экономии.
Важно , что
действие указанных законов распространяется только на объекты государственной и
коммунальной собственности .
Поэтому применение к таким закупкам конкурсных процедур и правил из Закона «О
проведении государственных закупок» выглядит вполне логичным.
При проведении
конкурса ключевым критерием для оценки конкурсных предложений станет показатель
«эффективности энергосервисного договора» (суммарное за 20-летний период
значение разниц между задекларированными суммами экономии Заказчика и суммами
платежей Исполнителю, дисконтированных на учетную ставку НБУ).Это значит, что
победит в конкурсе не самый дешевый проект, а тот, который принесет наибольшую
экономию за 20 лет.
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ЧТО НОВОГО, А ЧТО ЗАБЫЛИ?
Принципиальным нововведением закона № 328-VIII стал механизм бюджетных «долгосрочных
обязательств по энергосервису». На практике это позволит заложить в бюджет и
гарантировать обязательства по оплате услуг ЭСКО-компании на весь строк
действия энергосервисного договора.
До появления указанной нормы при заключении договора ЭСКО-компании
могли рассчитывать лишь на «джентельменские» гарантии распорядителей бюджетных
средств о включении такого обязательства в бюджеты будущих годов. Естественно,
что на такие обещания бизнес мог рассчитывать лишь в единичных случаях.
После принятия необходимых подзаконных нормативно-правовых актов
(этот процесс может закончиться до конца февраля) механизм энергосервисных
договоров откроет абсолютно новый рынок для украинских компаний и инвесторов. По
оценкам экспертов государственного агентства энергоэффективности объем этого
рынка может составить до 200 млрд. грн.
Но действующее нормативно-правовое регулирование оставляет
пробелы, которые должны быть заполнены для эффективной работы механизма
энергосервисных договоров:
1) примерный договор2 является очень рамочным,
составлен с акцентом на интересы заказчика энергосервиса и требует существенной
доработки для целей каждого конкретного проекта;
2) некоторые особенности
энергосервисных сделок порождают вопросы относительно их двойного налогообложения ;
3) бюджетные гарантии могут быть достаточными только для запуска
энергетического сервиса в бюджетной сфере. Для старта такого механизма в
частном секторе экономики, энергосервисным компаниям понадобятся дополнительные
гарантии на случай злоупотреблений частных заказчиков, например, на случай их
банкротства.
P.S. Энергосервисные договора – тема чрезвычайно широкая и новая
для нашей страны. Потому эта публикация имеет обзорный характер и станет
вводной для серии других постов, посвященных проблематике энергосервисных
договоров в Украине.
1 Полный перечень существенных
условий энергосервисного договора предусмотрен в ст. 5 Закона № 327-VIII.
2 Примерн ый
энергосервисный договор был утвержден в Постановлении КМУ от 21 октября 2015
года №845.
Опубликовано на Лига.net
Комментариев нет:
Отправить комментарий