Сергей Сильченко, Партнер ILF |
Инициатива Кабинета Министров Украины об отмене необходимости ведения трудовых книжек, которую предлагается реализовать путем принятия парламентом законопроекта № 3507, не была однозначно воспринята обществом. Что беспокоит обычного гражданина?
Во-первых, трудовая книжка является гарантией права на пенсию. Но уже более 10-ти лет данные о периоде и сумме уплаченных страховых взносов (сейчас – ЕСВ) Пенсионный фонд Украины получает из Государственного реестра государственного социального страхования (далее – Реестр). Неуплата работодателем ЕСВ не создает страховой стаж, независимо от записей в трудовой книжке. Этот документ не гарантирует и права на льготную пенсию, так как специальный трудовой стаж подтверждается, как правило, справкой предприятия, а также данными аттестации рабочих мест.
Во-вторых, трудовая книжка содержит информацию об опыте работы, поощрениях, квалификации, разряде, что позволит быстрее оценить профпригодность сотрудника. Ориентируясь на практику найма персонала на Западе, законопроект № 3507 предполагает расширить информационное наполнение реестра, что позволит получать необходимую информацию любому работодателю. Важно, чтобы Кабинет Министров адекватно подошел к регулированию этой процедуры, обеспечив баланс между интересами работодателя и необходимостью защиты персональных данных работника.
Без сомнения, от отмены трудовых книжек выиграет, прежде всего, работодатель. Не нужно беспокоиться о хранении книжек в сейфах, ведении документации. Всю необходимую информацию для найма можно будет получить из документов, предоставленных работником, а также из реестра. Интерес же работника состоит в том, что он перестанет быть заложником отношений с работодателем. Руководитель не сможет сделать из книжки «волчий билет», внеся туда неудобную для работника запись.
Однако основания увольнения будут храниться в реестре, поэтому позволю себе предположить усложнение процедуры рассмотрения трудовых споров. Для внесения изменений в реестр в части увольнения потребуется привлекать в качестве третьего лица администратора реестра (Пенсионный фонд Украины).
Опубликовано в "Юридической Практике"
Комментариев нет:
Отправить комментарий