Михаил Гринькевич, Юрист ILF |
Представьте, что торговый представитель вашей компании для популяризации вашего товара раздает всем желающим на улице города бесплатные образцы продукции («пробники»). Для этого он использует небольшую конструкцию в виде стойки с баннером, где изображен один из товаров и торговая марка компании. Казалось бы, ничего противозаконного, но к представителю подходит сотрудник милиции и составляет протокол об административном правонарушении. Затем на основании протокола административная комиссия исполнительного комитета горсовета выносит Постановление о привлечении представителя к административной ответственности по ст. 152 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП) и налагает штраф в размере 850 грн. В итоге – материальные потери в виде штрафа, неэффективно проведенное маркетинговое мероприятие, а также тень на репутацию компании.
Давайте выясним, что по этому поводу «говорит» нам закон.
О нарушении правил благоустройства
Упомянутая выше статья КоАП предусматривает ответственность за нарушение Правил благоустройства территорий населенных пунктов (далее – Правила благоустройства).
Правила благоустройства существуют в каждом из городов Украины и, как правило, регулируют вопросы получения разрешения на размещение внешней рекламы. Например, в соответствии с Правилами благоустройства города Киев, прежде чем разместить средство внешней рекламы, необходимо получить разрешение на основании распоряжения исполнительного комитета Киевского горсовета.[1] Аналогичные общие положения предусматривает и Закон о рекламе[2][3].
«К чему здесь внешняя реклама?» – спросите Вы. А вот к чему.
Что считается разрешенной внешней рекламой?
Положения Закона о рекламе позволяют выделить существенные признаки внешней рекламы. Итак, внешняя реклама – это:
- информация о лице либо о товаре;
- информация, предназначенная для формирования или поддержания интереса потребителя рекламы о товаре или лице;
- информация, размещенная на специальных временных или стационарных конструкциях – рекламоносителях;
- конструкции с информацией, размещенные на открытом пространстве.
В описанном мною случае есть все вышеперечисленные признаки.
Следовательно, мы имеем дело с размещением внешней рекламы с использованием временной конструкции без надлежащего разрешения, что нарушает Правила благоустройства. А потому есть правовые основания для привлечения к ответственности. Во избежание таких последствий необходимо получать разрешение на размещение внешней рекламы в течение 1 месяца (на примере города Киев[4]):
1. Подать государственному администратору пакет документов: заявление на получение разрешения, фотография или компьютерный макет места, на котором планируется разместить рекламное средство, эскиз рекламного средства, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
2. Заключить договор с КП «Киевреклама» на право временного пользования местом, где будет размещаться рекламное средство.
Альтернативный вариант
Если для реализации вашей маркетинговой стратегии такие ресурсозатраты по получению разрешения будут лишними, важно устранить признаки внешней рекламы в конкретном случае.
Согласно Закону о рекламе, информация о товаре или производителе, размещенная в месте реализации этого товара, в том числе и на элементах оборудования, оформлении мест торговли или непосредственно на самом товаре, не будет считаться рекламой[5]. К примеру, рекламу можно разместить на одежде представителя вашей компании вместо временной отдельной рекламной конструкции, или ваш представитель может продавать хотя бы один из образцов продукции как физическое лицо-предприниматель.
Также, закон указывает на то, что если Вы собираетесь использовать внутреннюю рекламу (реклама, которая размещается внутри строений), то её размещение необходимо согласовывать только с владельцем места, где она будет находиться[6].Поэтому представитель вашей компании вполне может распространять образцы продукции в супермаркете или торговом центре по предварительному согласованию с владельцем помещений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий