среда, 19 августа 2015 г.

КАК СТУДЕНЧЕСКОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ ОБРЕСТИ ФИНАНСОВУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ?

Vitaliy Tsimbalistyi ILF
Виталий Цимбалистый,
Старший юрист ILF
Почти год высшая школа живет по новому закону, который призван создать в Украине образовательную среду европейского уровня. Так говорит о новом законе масштабная пиар-кампания Минобразования.
По задумке «отцов» закона, одной из движущих сил к светлому европейскому будущему должно стать студенческое самоуправление. Для этого студентов наделили правом самостоятельно решать вопросы обучения, быта, защиты интересов своих коллег, а также принимать активное участие в управлении вузом.


Справедливости ради скажу, что предыдущим поколениям студентов не стоит чувствовать себя обделенными. Прошлый закон также призывал руководство вуза считаться с мнением хорошо организованной группы студентов.
Одно из главных отличий нового закона – попытка решить наболевший вопрос финансирования студенческого самоуправления. Теперь к обязанности вуза отчислять на нужды самоуправления 0,5% от поступлений по основной деятельности, закон добавил право студентов самостоятельно распоряжаться этими деньгами.
Что для студентов 0,5%? У каждого вуза эта сумма своя и напрямую зависит от его масштабов и количества контрактников. Для любопытных: на сайте своего вуза найдите годовую смету. Затем умножьте сумму графы «плата за услуги по основной деятельности» сметы на 0,5%. Вот столько денег гарантирует закон студенческому самоуправлению. К примеру, у флагманов высшего образования Харькова эта сумма составляет более 300 тыс. грн.
Однако до сих пор никто четко не понимает: как же дать студентам эти деньги? В первую очередь, сами вузы. Вариант выдачи денег через кассу не подходит. Дело в том, что вузы (речь идет о государственных высших учебных заведениях) хранят средства на казначейском специальном счете, и никто не будет выдумывать схемы «обналички» сотен тысяч бюджетных гривен.
С принятием нового закона можно говорить о возможности перечисления денег с казначейского счета на счет студенческого самоуправления. Такой вывод напрашивается из ст. 40 Закона о высшем образовании, которая предоставляет органу студенческого самоуправления право распоряжаться средствами на своем счете. Но главная проблема состоит в том, что формы самоорганизации студентов (сенат, парламент и пр.) не могут открывать счета в банках. Согласитесь, ситуация абсурдная. Пользоваться счетом можно, но где его взять?
Пока «наверху» найдут решение этой проблемы, можно лишь порассуждать, как студентам получить свои деньги. Рассмотрим два варианта.
Вариант 1. Финансировать студенческое самоуправление из банковского счета вуза
Новый Закон о высшем образовании разрешил вузам открыть счета в государственных банках для хранения там средств специального фонда. Поэтому вуз может открыть счет для размещения денег студентов и в дальнейшем использовать его на их нужды. Механизм пользования счетом может быть следующим:


  • глава органа самоуправления подает ректору заявку с указанием направления платежа, сумы и обоснования потребности приобретения товаров (работ, услуг);
  • ректор выдает поручение банку, который переводит деньги контрагентам самоуправления.

В таком случае самоуправление не получит возможности управлять деньгами, но это лучше, чем ничего.
Главный недостаток такого варианта –«уговорить» вуз открыть этот счет. Задача сложная, поскольку вузу, как и любому государственному учреждению, необходим четкий порядок действий по распоряжению подотчетными бюджетными средствами.
Вариант 2. Финансировать студенческое самоуправление через собственный счет
Для реализации этого варианта необходимо:
  • в установленном порядке зарегистрировать студенческое самоуправление как общественную организацию (со статусом юридического лица);
  • открыть счет в банке, на который будут поступать средства вуза и членские взносы;
  • уполномочить главу общественной организации давать поручения банку на перечисление средств.


У этого варианта тоже есть один большой недостаток. Его имя Госказначейство. Зная его предрассудки, есть сомнения в перечислении бюджетных средств и взятии бюджетного обязательства.
Как видите, оба варианта требуют подготовки и большой бумажно-правовой работы. Кроме того, концепция выбранного варианта должна быть прописана в Уставе вуза, Положении о студенческом самоуправлении и Положении о порядке использования средств студенческим самоуправлением. Не стоит забывать и о том, что самоуправление должно готовить ежегодные сметы и отчеты об их выполнении.
Если кому-то описанный процесс показался сложным, добавлю лишь одно: хотите распоряжаться деньгами, тогда делайте это «по-взрослому».
Однако начать лучше с запросов на имя Кабмина, Минэкономразвития и Минобразования. Пусть сначала компетентные органы подтвердят жизнеспособность указанных вариантов или предложат альтернативный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий