понедельник, 17 августа 2015 г.

КАПИТАЛ И САНАЦИЯ

Алексей Сыромолотов,
Юрист ILF
Последнее время повышенный интерес среди клиентов (особенно аграрных компаний) вызывает конкретный продукт – санация бизнеса должника. Взамен на финансовые вливания кредитор рассчитывает получить долю в «воскрешенном» бизнесе. Как правило, под долей в бизнесе подразумевают получение прав на земельный банк, который находится в аренде у должника. Особенно это актуально для развивающего агробизнеса – банки же, наоборот, не интересует накопление непрофильных активов.
Первопричина такого интереса кроется в том, что право аренды нельзя продать на торгах, а право собственности на земли сельскохозяйственного назначения оформить практически невозможно.
Возможность «войти» в уставной капитал должника предусмотрена ст. 32 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Но, как это обычно бывает, без «но» не обошлось и здесь.
Национальные суды и без того имеют небольшую практику в применении процедуры санации, а конкретно об увеличении уставного капитала и говорить не приходится. К тому же законодательство практически не предусматривает механизм реализации такой возможности. В действительности стать участником общества-должника можно будет как минимум по молчаливому согласию должника.
К примеру, в определении хозяйственного суда Хмельницкой области от 08 июля 2015 года по делу № 13/17/79-Б-10 отмечается, что дополнительная эмиссия акций может осуществляться только по решению общего собрания акционеров (статья 21 Закона Украины «Об акционерных обществах»). Учитывая аналогичные нормы, которые касаются увеличения уставного капитала в ООО, приходим к выводу о том, что и здесь увеличить уставной капитал можно только заручившись поддержкой общего собрания должника.
Кроме того, Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» также предусматривает, что для регистрации увеличения уставного капитала необходимо предоставить решение общего собрания. Если даже план санации будет предусматривать увеличение уставного капитала, само по себе определение суда об утверждении такого плана не будет основанием для регистрации увеличения уставного капитала.
Так что на сегодня мы de jure имеем предусмотренный законом механизм разрешения конфликта между кредиторами и должником. De facto никто не знает, с какой стороны подойти к этому «подарку» законодателя.
Остается надеяться на то, что в ближайшее время нестыковка между общими нормами, специальным законом о банкротстве и здравым смыслом будет решена хотя бы на уровне судебной практики.

Материал опубликован в издании "Юридическая практика".

Комментариев нет:

Отправить комментарий