Елена Пелипенко, Советник ILF |
Предварительная оценка комплексной
Программы развития финансового сектора на 2015 – 2020 годы.
27 марта 2015 года на ресурсе
reforms.in.ua была опубликована Комплексная программа развития финансового
рынка Украины на 2015 – 2020 годы. Программа разработана при участии ключевых
игроков финансового сектора: Минфин, НБУ, Нацкомфинуслуг, НКЦБФР, ФГВФЛ и
Независимой ассоциации банков Украины. Катализатором появления данной
программы, безусловно, стали требования МВФ, Всемирного банка и ЕС.
На повестке дня реформы финансового рынка
много актуальных на сегодня вопросов: от глобальных аспектов таких как
«страновые» риски для внешних инвесторов (низкие макроэкономические показатели,
военный конфликт на востоке) и постоянная политика дефицита государственного
бюджета; а также уже традиционные для банковской системы Украины критические
точки: значительное количество токсичных и проблемных активов и неэффективная
работа банков с ними, высокие ставки по кредитам, устаревшее валютное
законодательство и жёсткие требования/ограничения к обращению иностранной
валюты. И, конечно, одна из ключевых проблем на сегодняшний день – отсутствие
доверия со стороны вкладчиков и массовый отток депозитов. Что делать банкам,
чтобы вернуть деньги? В условиях, когда корень проблем заключается даже не в
отсутствии денежных средств у инвестора как таковых, а в том, что банки сейчас
не являются надёжной базой сохранения и/или накопления денежных средств
частного и институционального инвестора.
Есть ли видение разрешения указанных проблем
в Программе?
По нашему мнению, лишь в незначительной
части.
Программа выделяет четыре основных блока
дальнейшего реформирования:
- Обеспечение макроэкономической стабильности;
- Обеспечение финансовой стабильности и динамического развития финансового рынка;
- Построение институциональной способности регуляторов финансового рынка;
- Защита прав потребителей и инвесторов финансового рынка.
Тем не менее, достаточно чётко определены
цели по защите прав миноритариев, в том числе путём принудительного выкупа и
продажи акций (squeeze-out и sell-out, что уже давно практикуется в Европе). Из
позитивного и давно ожидаемого экспертами – это внедрение института
акционерного соглашения и нормативное урегулирование обращения производных
финансовых инструментов (деривативов) уже до конца текущего года.
В частности, возможность заключения
акционерных соглашений является на сегодняшний день особенно актуальной для
частных акционерных компаний. Такое соглашение имеет широкое применение как в
странах континентального (Германия), так и общего права (Англия). Особенностью
таких соглашений является их конфиденциальный характер и возможность
урегулировать акционерами на собственное усмотрение специальные вопросы, не
охваченные уставом компании или специальным законодательством (например,
порядок голосования на собрании, условия обращения акций, формирование органов
управления, и др.). На сегодняшний день в Украине акционерные соглашение не
имеют должного законодательного закрепления.
Безусловным плюсом Программы является то,
что она вообще появилась. Несмотря на то, что документ порождает больше
вопросов: «что делать?», чем даёт на них ответ, программа разработана с
участием всех ключевых игроков и регуляторов финансового рынка и задаёт
основные направления их совместной деятельности на ближайшие пять лет. А это
значит, что регуляторы будут двигаться в одном направлении, а не в разных, как
в славно известной басне Крылова, что повышает шансы на успех достижения
глобальных целей Программы.
Во многом реализация Программы
ориентирована на зарубежный опыт и европейское законодательство с последующей
его имплементаций в законодательство Украины. Но на анализ законодательства с
точки зрения его соответствия европейским директивам отведено более 3 лет. На
мой взгляд – это очень большой срок, как для раскачки. У финансового сектора
Украины в текущем положении этих трех лет нет.
Подводя итоги
Программа должна была стать дорожной
картой реформ, которая в будущем поможет оценить эффективность деятельности
регуляторов финансового рынка (НКЦБФР, Нацкомфинуслуг, НБУ, др.), но дорожной
картой её назвать достаточно сложно, а оценить эффективность действий
регуляторов иногда практически невозможно:
- Программа практически не содержит тактических промежуточных задач, по
которым можно было бы оценить ход достижения глобальных/конечных целей,
заявленных в Программе, а не вспоминать о них по истечении заданного срока
действия, связанные с анализом нормативной базы, должны предполагать
какие-то последующие мероприятия; осуществление анализа законодательства в
течение трёх лет само по себе не позволит Украине занять высокие места в
рейтингах стран, необходимы конкретные последующие действия в довольно
сжатые сроки (не более года);
- нет детального плана имплементации европейского законодательства, не
определено, какие именно директивы должны быть имплементированы, а также
сроки их имплементации;
- отсутствуют конструктивные предложения по сути изменений, которые
планируется совершить: «усовершенствовать» - как конкретно? «усилить» – до
какого предела? «наладить диалог» – какие способы? размытые формулировки =
размытые зоны ответственности = нет результата;
- внимание акцентировано в основном на иностранного, а не
внутреннего инвестора, в то время как на
сегодняшний день по информации СМИ на руках у населения сконцентрировано
порядка 70 млрд. долларов наличными;
Программа не содержит
задач по развитию пенсионных накоплений и системы медицинского страхования.
У общества, инвесторов и профессиональных
участников рынка есть острый запрос на реформы и готовность эти реформы
поддержать. Но любые реформы должны осуществляться с учётом принципов
открытости, чёткого видения конечных результатов, определения зон
ответственности между исполнителями и, конечно, эффективного, систематического
и профессионального диалога между регуляторами и участниками рынка в ходе
разработки и внедрения таких реформ. Сегодня мы видим декларацию о намерениях.
Программа в большей части предусматривает «действие ради действия», а не
ориентирована на результат.
Материал опубликован на сайте FinMaidan.
Комментариев нет:
Отправить комментарий