среда, 6 мая 2015 г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИЛИ ДЕКЛАРАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ?

Elena Pelipenko ILF
Елена Пелипенко,
Советник ILF
Предварительная оценка комплексной Программы развития финансового сектора на 2015 – 2020 годы.
27 марта 2015 года на ресурсе reforms.in.ua была опубликована Комплексная программа развития финансового рынка Украины на 2015 – 2020 годы. Программа разработана при участии ключевых игроков финансового сектора: Минфин, НБУ, Нацкомфинуслуг, НКЦБФР, ФГВФЛ и Независимой ассоциации банков Украины. Катализатором появления данной программы, безусловно, стали требования МВФ, Всемирного банка и ЕС.

На повестке дня реформы финансового рынка много актуальных на сегодня вопросов: от глобальных аспектов таких как «страновые» риски для внешних инвесторов (низкие макроэкономические показатели, военный конфликт на востоке) и постоянная политика дефицита государственного бюджета; а также уже традиционные для банковской системы Украины критические точки: значительное количество токсичных и проблемных активов и неэффективная работа банков с ними, высокие ставки по кредитам, устаревшее валютное законодательство и жёсткие требования/ограничения к обращению иностранной валюты. И, конечно, одна из ключевых проблем на сегодняшний день – отсутствие доверия со стороны вкладчиков и массовый отток депозитов. Что делать банкам, чтобы вернуть деньги? В условиях, когда корень проблем заключается даже не в отсутствии денежных средств у инвестора как таковых, а в том, что банки сейчас не являются надёжной базой сохранения и/или накопления денежных средств частного и институционального инвестора.
Есть ли видение разрешения указанных проблем в Программе?
По нашему мнению, лишь в незначительной части.
Программа выделяет четыре основных блока дальнейшего реформирования:
  1. Обеспечение макроэкономической стабильности;
  2. Обеспечение финансовой стабильности и динамического развития финансового рынка; 
  3. Построение институциональной способности регуляторов финансового рынка; 
  4. Защита прав потребителей и инвесторов финансового рынка.
Но задачи, закреплённые в Программе очень размыты, отсутствует конкретика, нет показателей, которые бы выступили индикатором оценки по истечению определённых сроков, в том числе в ходе выполнения Программы.
Тем не менее, достаточно чётко определены цели по защите прав миноритариев, в том числе путём принудительного выкупа и продажи акций (squeeze-out и sell-out, что уже давно практикуется в Европе). Из позитивного и давно ожидаемого экспертами – это внедрение института акционерного соглашения и нормативное урегулирование обращения производных финансовых инструментов (деривативов) уже до конца текущего года.
В частности, возможность заключения акционерных соглашений является на сегодняшний день особенно актуальной для частных акционерных компаний. Такое соглашение имеет широкое применение как в странах континентального (Германия), так и общего права (Англия). Особенностью таких соглашений является их конфиденциальный характер и возможность урегулировать акционерами на собственное усмотрение специальные вопросы, не охваченные уставом компании или специальным законодательством (например, порядок голосования на собрании, условия обращения акций, формирование органов управления, и др.). На сегодняшний день в Украине акционерные соглашение не имеют должного законодательного закрепления.
Безусловным плюсом Программы является то, что она вообще появилась. Несмотря на то, что документ порождает больше вопросов: «что делать?», чем даёт на них ответ, программа разработана с участием всех ключевых игроков и регуляторов финансового рынка и задаёт основные направления их совместной деятельности на ближайшие пять лет. А это значит, что регуляторы будут двигаться в одном направлении, а не в разных, как в славно известной басне Крылова, что повышает шансы на успех достижения глобальных целей Программы.
Во многом реализация Программы ориентирована на зарубежный опыт и европейское законодательство с последующей его имплементаций в законодательство Украины. Но на анализ законодательства с точки зрения его соответствия европейским директивам отведено более 3 лет. На мой взгляд – это очень большой срок, как для раскачки. У финансового сектора Украины в текущем положении этих трех лет нет.
Подводя итоги
Программа должна была стать дорожной картой реформ, которая в будущем поможет оценить эффективность деятельности регуляторов финансового рынка (НКЦБФР, Нацкомфинуслуг, НБУ, др.), но дорожной картой её назвать достаточно сложно, а оценить эффективность действий регуляторов иногда практически невозможно:
  • Программа практически не содержит тактических промежуточных задач, по которым можно было бы оценить ход достижения глобальных/конечных целей, заявленных в Программе, а не вспоминать о них по истечении заданного срока действия, связанные с анализом нормативной базы, должны предполагать какие-то последующие мероприятия; осуществление анализа законодательства в течение трёх лет само по себе не позволит Украине занять высокие места в рейтингах стран, необходимы конкретные последующие действия в довольно сжатые сроки (не более года);
  • нет детального плана имплементации европейского законодательства, не определено, какие именно директивы должны быть имплементированы, а также сроки их имплементации;
  • отсутствуют конструктивные предложения по сути изменений, которые планируется совершить: «усовершенствовать» - как конкретно? «усилить» – до какого предела? «наладить диалог» – какие способы? размытые формулировки = размытые зоны ответственности = нет результата;
  • внимание акцентировано в основном на иностранного, а не внутреннего      инвестора, в то время как на сегодняшний день по информации СМИ на руках у населения сконцентрировано порядка 70 млрд. долларов наличными;
Программа не содержит задач по развитию пенсионных накоплений и системы медицинского страхования.
У общества, инвесторов и профессиональных участников рынка есть острый запрос на реформы и готовность эти реформы поддержать. Но любые реформы должны осуществляться с учётом принципов открытости, чёткого видения конечных результатов, определения зон ответственности между исполнителями и, конечно, эффективного, систематического и профессионального диалога между регуляторами и участниками рынка в ходе разработки и внедрения таких реформ. Сегодня мы видим декларацию о намерениях. Программа в большей части предусматривает «действие ради действия», а не ориентирована на результат.
Материал опубликован на сайте FinMaidan.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий