понедельник, 25 мая 2015 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ СТАНОВИТСЯ ПРОЗРАЧНЕЕ?

Valentin Krylovetsiy ILF
Валентин Крыловецкий,
Юрист ILF
В настоящее время уже стало очевидным, что украинский законодатель старается реформировать систему доступа общественности к информации о распоряжении бюджетными средствами. С этой целью еще в феврале 2015 года были подготовлены изменения в ряд законодательных актов Украины. Так, законодатель планировал следующее: изменить Закон Украины «О доступе к публичной информации» (данные изменения были приняты только недавно), принять Закон Украины «Об открытости использования публичных средств» (далее – Закон 183-VIII), а также внести изменения в Бюджетный кодекс Украины (далее – БК Украины) относительно порядка доступа к информации о бюджетных показателях в форме открытых данных. Сейчас все проекты можно считать успешно реализованными.
Зачем были приняты эти законы? Какие изменения они принесут? Когда законы вступят в силу? Давайте постараемся найти ответы на все эти вопросы.


Зачем? Как оказалось на деле, действующая законодательная база не может гарантировать всеобъемлющего, а главное – простого и оперативного («в один клик») доступа любого гражданина к информации о том, куда уходят его исправно оплаченные налоги.
Зачастую запросы в порядке доступа к публичной информации заканчиваются или небрежным отказом учреждения в три скупые строчки, или ссылкой на то, что информация находится в ограниченном доступе (как правило, ссылаются на коммерческую тайну или конфиденциальную информацию). В любом случае, дело часто доходит до суда, а судебная практика свидетельствует о том, что вероятность удовлетворения административного иска тут равна 1 к 2. С этой целью законодатель решил поставить основных распорядителей бюджетных средств в безальтернативное положение – опубликовать в интернете всю информацию до определенной даты, и в дальнейшем делать это регулярно.
Какие изменения? Принятием указанных выше законов парламент планирует ввести общедоступные и бесплатные для просмотра веб-порталы учета бюджетных средств и их использования распорядителями. Причем учет будет достаточно строгим и щепетильным, поскольку в Законе 183-VIII указан четкий перечень информации, которую необходимо опубликовать. В этот список попадает информация обо всех договорах, заключенных бюджетным учреждением по тендеру и без, их предметах, наименовании контрагентов, цене договора и цене за единицу товара.
Не забыл законодатель указать и крайний срок для публикации. Более того, в законах предусмотрено отображение на таких сайтах в реальном времени платежных транзакций по единому казначейскому счету. Также, как можно видеть по уже действующей статье 10-1 Закона Украины «О доступе к публичной информации», был введен новый способ обеспечения доступа к информации – доступ к единому государственному веб-порталу открытых данных, введено понятие «публичной информации в форме открытых данных». Теперь в Законе Украины «О доступе к публичной информации» есть прямое упоминание о том, что подобного рода информация может быть использована для коммерческих целей, и предпринимателям, желающим поучаствовать в госзакупках, эти предписания будут полезны. Отметим, что за несоблюдение требований Закона распорядителями бюджетных средств предусматривается административная ответственность согласно Кодексу Украины про административные правонарушения.
Когда они вступят в силу? Часть изменений уже вступила в силу с 9 апреля, остальная часть в виде изменений в БК Украины и Закона 183-VIII вступает в силу с 1 и 12 сентября соответственно. Что из этого получится и будет ли новый механизм эффективен – покажет время.

Источники (Законы):

Комментариев нет:

Отправить комментарий