Алексей Харитонов, Партнер ILF |
В октябре прошлого года парламент принял закон «О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно
определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных
деятелей», которым обязал всех юридических лиц, в том числе банковские
учреждения, раскрывать информацию о конечных собственниках
(выгодоприобретателях) существенного участия в банках. В качестве конечного
выгодоприобретателя не рассматриваются физические лица – номинальные
собственники или посредники относительно корпоративных прав или прав на активы
юридических лиц (доверительное управление, трасты).
В течение шести месяцев со дня вступления в силу
указанного выше закона (до 25 мая 2015 года) все юридические лица обязаны
подать государственному регистратору сведения о своих конечных
выгодоприобретателях путём заполнения регистрационной карты установленной формы.
Неподача такой информации влечёт административную ответственность для
руководителя юридического лица в виде штрафа до 8500 гривен. Уголовная
ответственность не предусмотрена.
Впрочем, раскрытие информации о бенефициарах банка
осуществлялось и ранее. Порядок подачи и публикации такой информации
предусмотрен Законами Украины «О Национальном банке Украины», «О банках и
банковской деятельности» и Положением о порядке подачи сведений о структуре
собственности (№ 306).
Законодательство обязует банки ежегодно до 01 февраля
подавать в НБУ сведения о собственниках существенного участия в банке (10 % и
более уставного капитала) и о структуре собственности банка. Информация должна
быть актуальна по состоянию на 01 января текущего года. В случае не подачи
банком такой информации НБУ имеет право отнести банк (нарушителя) к категории
проблемных и наложить на такой банк штраф в размере 0,01 % от его
зарегистрированного уставного капитала. Руководитель банка-нарушителя может
быть привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере до
17 000 грн.
Причины побуждающими банки скрывать информацию о
реальных собственниках (бенефициарах) банков разные. Это и практика льготного
кредитования родственных с банками структур, и выведение банковского капитала
за пределы страны через связанные с бенефициаром банка нерезидентные компании,
попытка сэкономить на уплате налогов и пр. Всё это, безусловно, дестабилизирует
банковскую систему в Украине в целом, и понижает уровень кредитного доверия со
стороны международных финансовых институтов.
Именно на повышение прозрачности и стабильности
банковской системы, а также предотвращение финансирование незаконной
деятельности направлены указанные изменения. В то же время, предлагаемый
механизм не отработан до конца, что существенно влияет на его эффективность. В
частности, по сути, нет механизма проверки достоверности той информации,
которая будет подаваться банками о своих бенефициарах. Ни для кого не является
секретом, что очень часто, дабы сокрыть конечного собственника, в структуре
бизнеса используется институты траста или услуги номинальных держателей
(акционеров и директоров). Это позволяет формально заявлять в качестве
юридических собственников бизнеса лиц, которые выполняют эти функции лишь
номинально, в интересах третьих лиц – реальных собственников бизнеса. С позиции
сегодняшнего дня НБУ проверить эту информацию не имеет возможности. Выходом из
такой ситуации может быть сопоставление поданной информации в рамках
национальных и зарубежных реестров. Как было отмечено, в Украине банк обязан
подавать информацию о конечных выгодоприобретателях не только в НБУ, но и в
Государственную регистрационную службу Украины. При этом, перечень и содержание
запрашиваемой информации в обоих реестрах схожи. Как результат, если по данным
НБУ лицо является бенефициаром одного банка, а по данным ГРС – еще и нескольких
десятков других, не связанных друг с другом, компаний, то это должно быть
поводом для более тщательной проверки предоставленной информации регуляторами.
Проблема открытости информации о конечных
собственниках банков и других компаний актуальна не только для Украины. Так, в
конце прошлого года Европарламент и Европейский совет согласовали финальную
версию Четвёртой директивы, направленной на борьбу с отмывание денежных средств
(4th Anti-Money Laundering Directive, AMLD). В рамках нового
законодательства каждая страна ЕС должна будет создать реестр конечных
бенефициаров всех зарегистрированных на её территории компаний, в том числе и
тех, участниками которых являются оффшорные компании и трасты. Реализация
нововведений запланирована ориентировочно на 2017 год. Есть надежда, что
создание реестров бенефициаров в странах Евросоюза даст положительный ход
раскрытию такой информации и в отношении конечных выгодоприобретателей
украинских компаний.