понедельник, 23 марта 2015 г.

«ПОЙМАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ» ИЛИ ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О БЕНЕФИЦИАРЕ БАНКА СОГЛАСНО УКРАИНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Aleksey Kharitonov ILF
Алексей Харитонов,
Партнер ILF
В октябре прошлого года парламент принял закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей», которым обязал всех юридических лиц, в том числе банковские учреждения, раскрывать информацию о конечных собственниках (выгодоприобретателях) существенного участия в банках. В качестве конечного выгодоприобретателя не рассматриваются физические лица – номинальные собственники или посредники относительно корпоративных прав или прав на активы юридических лиц (доверительное управление, трасты).
В течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного выше закона (до 25 мая 2015 года) все юридические лица обязаны подать государственному регистратору сведения о своих конечных выгодоприобретателях путём заполнения регистрационной карты установленной формы. Неподача такой информации влечёт административную ответственность для руководителя юридического лица в виде штрафа до 8500 гривен. Уголовная ответственность не предусмотрена.
Впрочем, раскрытие информации о бенефициарах банка осуществлялось и ранее. Порядок подачи и публикации такой информации предусмотрен Законами Украины «О Национальном банке Украины», «О банках и банковской деятельности» и Положением о порядке подачи сведений о структуре собственности (№ 306).
Законодательство обязует банки ежегодно до 01 февраля подавать в НБУ сведения о собственниках существенного участия в банке (10 % и более уставного капитала) и о структуре собственности банка. Информация должна быть актуальна по состоянию на 01 января текущего года. В случае не подачи банком такой информации НБУ имеет право отнести банк (нарушителя) к категории проблемных и наложить на такой банк штраф в размере 0,01 % от его зарегистрированного уставного капитала. Руководитель банка-нарушителя может быть привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере до 17 000 грн.
Причины побуждающими банки скрывать информацию о реальных собственниках (бенефициарах) банков разные. Это и практика льготного кредитования родственных с банками структур, и выведение банковского капитала за пределы страны через связанные с бенефициаром банка нерезидентные компании, попытка сэкономить на уплате налогов и пр. Всё это, безусловно, дестабилизирует банковскую систему в Украине в целом, и понижает уровень кредитного доверия со стороны международных финансовых институтов.
Именно на повышение прозрачности и стабильности банковской системы, а также предотвращение финансирование незаконной деятельности направлены указанные изменения. В то же время, предлагаемый механизм не отработан до конца, что существенно влияет на его эффективность. В частности, по сути, нет механизма проверки достоверности той информации, которая будет подаваться банками о своих бенефициарах. Ни для кого не является секретом, что очень часто, дабы сокрыть конечного собственника, в структуре бизнеса используется институты траста или услуги номинальных держателей (акционеров и директоров). Это позволяет формально заявлять в качестве юридических собственников бизнеса лиц, которые выполняют эти функции лишь номинально, в интересах третьих лиц – реальных собственников бизнеса. С позиции сегодняшнего дня НБУ проверить эту информацию не имеет возможности. Выходом из такой ситуации может быть сопоставление поданной информации в рамках национальных и зарубежных реестров. Как было отмечено, в Украине банк обязан подавать информацию о конечных выгодоприобретателях не только в НБУ, но и в Государственную регистрационную службу Украины. При этом, перечень и содержание запрашиваемой информации в обоих реестрах схожи. Как результат, если по данным НБУ лицо является бенефициаром одного банка, а по данным ГРС – еще и нескольких десятков других, не связанных друг с другом, компаний, то это должно быть поводом для более тщательной проверки предоставленной информации регуляторами.
Проблема открытости информации о конечных собственниках банков и других компаний актуальна не только для Украины. Так, в конце прошлого года Европарламент и Европейский совет согласовали финальную версию Четвёртой директивы, направленной на борьбу с отмывание денежных средств (4th Anti-Money Laundering Directive, AMLD). В рамках нового законодательства каждая страна ЕС должна будет создать реестр конечных бенефициаров всех зарегистрированных на её территории компаний, в том числе и тех, участниками которых являются оффшорные компании и трасты. Реализация нововведений запланирована ориентировочно на 2017 год. Есть надежда, что создание реестров бенефициаров в странах Евросоюза даст положительный ход раскрытию такой информации и в отношении конечных выгодоприобретателей украинских компаний.