Артем Наумов, ассоциированный партнер |
«Королева Великобритании прячет деньги в офшорах» ‒ сложно придумать более громкий заголовок. Если кратко пересказать недавнюю историю: королева передала герцогству Ланкастер в управление свои финансы. Герцогство вложило эти средства в фонды на Каймановых и Бермудских островах. А дальше эти фонды инвестировали в технологичные стартапы и ритейл. В итоге одна из компаний, в которую инвестировали, обанкротилась, а у одной из технологичных компаний обнаружилась плохая репутация. И тут поднялась информационная волна про отмывание денежных средств.
В информационном поле, безусловно, есть о чем посплетничать за чашкой утреннего кофе, но с юридической точки зрения ничего нелегального и экстраординарного не произошло:
1. Физическое лицо (да, королева) передала свои деньги в управление. То есть она сама не принимает решения о том, куда вкладывать деньги. Это делают профессиональные управляющие фондом, получая вознаграждение от такой деятельности.
2. Деньги вложили в фонды, а фонды инвестировали в различный бизнес. Нормальная практика ‒ деньги передаются в управление как раз для последующего инвестирования и заработка. А королева не могла влиять на деятельность компаний, в которые инвестировали фонды, поэтому не может быть связана с их репутацией.
3. Кайманы и Бермуды ‒ это офшорные юрисдикции (т.е. там нет налогов, публичных реестров собственников, обязательной подачи отчетности). Но в самом слове «офшор» в современном мире нет ничего страшного. Это законный инструмент для инвестирования. Да, иногда их используют для уклонения от уплаты налогов или сокрытия личности реального собственника бизнеса. Но, кроме этого, их также используют из-за простоты администрирования (нет аудита, упрощенная отчетность, свобода в заключении сделок), удобного инвестиционного и корпоративного законодательства, (что помогает защитить свои активы и инвестиции), возможностей для определения бенефициаров в трастах и фондах, (когда нужно передать активы в управление, например, в случае с политиками, или определить круг наследников). И эти офшоры ‒ британские заморские территории, ‒ то есть королева отчасти поддерживала и бизнес её подданных.
Важно другое, ‒ этот скандал четко отражает мировой тренд деофшоризации и ужесточения правил KYC на KYCC.
Know Your Customer (KYC) ‒ это правило/требование, которое по-разному отражается в законодательстве разных стран, но сводится к следующему: предприниматель должен знать своих клиентов и понимать их бизнес. С этим правилом последние лет пять часто сталкивались люди, работающие с зарубежными банками. Банки собирали информацию, анализировали бизнес своих клиентов и могли отказать им в открытии счета или обслуживании отдельных операций, если что-то смущает в репутации или бизнес для них непрозрачен.
KYC эволюционировало в правило KYCC (Know Your Customer’s Customer). То есть знать уже нужно не только своего клиента, но и его основных контрагентов. Те же иностранные банки сегодня изучают не только бизнес своих клиентов, а и требуют предоставлять информацию об их контрагентах, изучают суть их бизнеса и сайты таких контрагентов.
В этом году и наш клиент столкнулся с подобной ситуацией. Иностранный банк не хотел открывать счет IT-компании, усомнившись в репутации одного из ее контрагентов (его банк связывал с работой в порноиндустрии). И нам пришлось доказывать чистоту репутации клиента и его контрагента, а также гарантировать, что он не будет сотрудничать с предприятиями этой индустрии. С деталями этого кейса можно ознакомиться здесь.
В эпоху глобальной прозрачности и дигитализации бизнесмен, не нарушая закон, может пострадать из-за не совсем чистой репутации и деятельности своего делового партнера. В таких условиях «где можно не платить налоги» эволюционирует в «где выгодно заплатить налоги, но не переплатить».
Решение этой проблемы есть: понятно и логично структурировать свой бизнес. Чтобы иностранные партнеры (в т. ч. банки) понимали, какая компания в вашем бизнесе зачем нужна, и по какому принципу двигаются деньги внутри (например, одна компания для финансирования операционного украинского бизнеса, вторая ‒ торгующая за рубежом, третья ‒ для управления недвижимым и движимым имуществом, и т. д.). Постоянно поддерживайте контакт с менеджером иностранного банка и проясняйте ему суть ваших операций. Для этого важно правильно выбрать банк и престижную юрисдикцию для своей зарубежной компании. Офшоры использовать можно, но только логично встраивая их в структуры бизнеса за рубежом, чтобы была понятна легальная цель их использования.
С каждым годом и даже месяцем требования к ведению бизнеса за рубежом ужесточаются. Но для украинских предпринимателей это необходимый инструмент при работе с крупными иностранными заказчиками. И грех не использовать его выгоды, если даже сама королева Великобритании…
Комментариев нет:
Отправить комментарий