понедельник, 3 апреля 2017 г.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ ЗА БЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В МЕДИЦИНЕ

Елена Пелипенко,
советник ILF
Status quo коррупции в медицине

По данным социологических исследований медицина входит в пятёрку самых коррумпированных отраслей в Украине. Ещё в 2015 году Александр Квиташвили (на тот момент Министр здравоохранения Украины) заявил, что две трети денег, которые находятся в обращении в системе здравоохранения, являются неформальными платежами (в цифрах – это порядка 8–10 млрд долларов США). Поэтому не случайно тема коррупции в медицине является одной из топовых в информационном поле.


Между тем, одним из эффективных инструментов противодействия коррупции в медицине на региональном уровне может быть создание при городских и областных больницах общественных советов с участием представителей территориальной громады. Речь идёт не о наблюдательных или общественных консультативных советах внутри больниц, которые уже предусмотрены действующим законодательством (ст. 24 Основ законодательства Украины об охране здоровья), а о советах, действующих как независимые общественные организации, в составе которых будут представители местной громады от бизнеса, врачи, политики, а также представители профильных организаций.

Почему это может быть инструментом борьбы с коррупцией?

В отличие от государственных чиновников местная громада является прямым потребителем медицинских услуг местных городских больниц и фактическим собственником активов, на базе которых такие больницы существуют. Это значит, что громада больше всех заинтересована в эффективном управлении активами больницы и в повышении качества услуг, от которых зависит жизнь и здоровье населения. Совет как представитель громады и независимая от структур здравоохранения организация может осуществлять контроль за качеством медицинских услуг населению соответствующего региона, оказывать помощь и содействие клиникам в ходе их взаимодействия с внешними донорами и инвесторами, информировать население о процессах закупок медпрепаратов и оборудования, тем самым предупреждая неэффективное использование больницей денежных средств.

Ожидаемые результаты от работы советов – это повышение качества медицинских услуг под влиянием непосредственного потребителя таких услуг – местной громады, а также обеспечение прозрачности деятельности больницы и устранение поводов для манипулирования с активами учреждения. Еще одной функцией таких общественных советов может стать привлечение от спонсоров и международных организаций дополнительных финансовых средств для реконструкции и оборудования больниц.

Успешный опыт

На нормативном уровне уже предусмотрено право создавать совет при больницах, но его функции чётко не обозначены. Кроме того, пока не предусмотрен ни механизм создания таких советов, ни его чёткие полномочия. В ходе автономизации медицинских учреждений планируется расширить и предусмотреть права и обязанности общественного наблюдательного совета, порядок его формирования.

В Украине уже есть несколько успешных проектов деятельности общественных наблюдательных советов, как при больницах, так и созданных независимо от конкретного медицинского учреждения.

Например, в городе Николаеве весной 2016 года стартовал пилотный проект по созданию общественного совета при областной больнице. Среди его основных функций – защита прав пациентов, контроль за распределением средств больницы (аудит и мониторинг документов) и предоставление рекомендаций о продлении трудовых контрактов с врачом. Совет работает на общественных началах и формируется по равной квоте из представителей громады, медицинских учреждений и местной власти. Лимит членов совета не ограничен, решения принимаются большинством голосов. Ожидается, что такие контролирующие органы будут созданы во всех медицинских учреждениях, в том числе городских и районных больницах. Также планируется создать единую базу для централизованной закупки медпрепаратов и оборудования исключительно через систему Prozzoro.

Ранее в Вознесенском районе Николаевской области в рамках совместного проекта фонда USAID и МОЗ запустили модель европейской медицины: изменение системы оплаты работы семейного врача (зарплата врача зависит от результатов его взаимодействия с пациентом, премирование), концептуально новая форма коммуникации с пациентами (постоянный контакт с пациентом, профилактические мероприятия, компьютеризация – электронная карточка пациента). Реформа была реализована без создания общественных советов, но не без участия местной громады. Изменения полностью поддержали 63% жителей. Фактически, реформа могла быть воплощена в жизнь только благодаря тому, что на этом настояла местная громада, и врачи не смогли противостоять жителям района. Результаты впечатляют: количество вызовов неотложной помощи хроническими больными в Вознесенске сократилось в два раза, на 27% уменьшилась смертность от инсультов, на 19% – смертность от инфарктов.

Также в 2016 году был создан общественный совет при Центральной районной больнице в Любашевке Одесской области. Совещательно-консультативный орган сформирован из 15 человек сроком на два года. Его задачи: обеспечение прав граждан на участие в управлении больницей, общественный мониторинг за использованием благотворительных средств, забота об улучшении качества и доступности медицинских услуг для населения и улучшении материально-технической базы больницы, решение отдельных кадровых вопросов.

Успешным примером создания общественного объединения без привязки к конкретному медицинскому учреждению является Чугуевская правозащитная группа. Причём, деятельность группы не ограничивается только медициной. В сфере здравоохранения общественная организация защищает права и интересы пациентов, в частности борется с необоснованно завышенными ценами на медицинские препараты путём обращения в органы АМК, прокуратуры, фарминспекции, а также подаёт в вышестоящие инстанции жалобы в случае предоставления пациентам некачественных медицинских услуг или в связи с требованием взятки.

На сегодняшний день в большинстве регионов страны влияние местной общины на ситуацию в сфере здравоохранения близко к нулю. Громада, являясь реальным собственником имущества и бюджетных средств региона, не всегда контролирует использование таких активов. Кроме того, как показывает практика, местное население не информировано о правах пациентов, способах их защиты, и не понимает, что реально может изменить в своём регионе к лучшему. По сути, такое положение дел является пережитком советской эпохи, когда центр принятия решений, в том числе и в медицине, находился вне сфер влияния пациентов, врачей, налогоплательщиков. Но уже сегодня громада может и должна взять инициативу в свои руки. Поэтому в рамках пилотного проекта, который реализуется в г. Чугуев и Чугуевском районе, мы запланировали создание такого общественного совета при Центре первичной медико-санитарной помощи.

Объединение активных представителей региона в общественные организации (советы) может стать тем активом, который заставит политиков перейти к реальным действиям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий