вторник, 17 января 2017 г.

В НОВЫЙ ГОД С НОВЫМ РЕЕСТРОМ НЕПРИБЫЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Анна Стебаева,
юрист ILF
С 1 января 2017 года начал работать новый Реестр неприбыльных учреждений и организаций и закончился переходный период для вступления в силу новых требований для неприбыльных организаций: благотворительных и общественных организаций/союзов, коммунальных некоммерческих предприятий, политических партий, профсоюзов и др. Эти изменения внесли в Налоговый кодекс еще 17 июля 2015 года, но законодатель дал время “неприбыльщикам” привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями (п.133.4 ст.133 Налогового кодекса Украины), которые условно можно разделить на 3 блока:

1. Организационно-правовая форма

Для получения статуса неприбыльности организация должна быть зарегистрирована в одной из форм, которые не направлены на ведение предпринимательской деятельности и содержатся в перечне пп.133.4.6 п.133.4 ст.133 Налогового кодекса. Если Ваша организация имела статус неприбыльности, то по умолчанию она уже соответствует данному критерию.

2. Содержание учредительных документов

Учредительные документы организации (устав, положение) должны предусматривать следующее:

  • запрет распределения полученных доходов или их части среди участников, работников (кроме оплаты их труда, начисления ЕСВ), членов органов управления и других связанных с ними лиц;
  • в случае прекращения организации при ликвидации, слиянии, разделении, присоединении или реорганизации, ее активы передаются одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисляются в доход бюджета.
Эти требования отныне должны содержаться в учредительных документах, даже если организация и соблюдает их на практике. Исходя из практики взаимодействия с фискальными органами, в учредительных документах такие формулировки должны дублироваться дословно из Налогового кодекса.

3. Наличие информации об организации в новом Реестре

До 1 января этого года все неприбыльные организации должны были совершить необходимые действия для включения в новый Реестр. Иначе они теряют статус неприбыльности. Фискальные органы вносят организацию в новый Реестр только при соблюдении вышеописанных требований.

Для включения в Реестр необходимо подать в фискальную службу по основному месту учета организации: регистрационное заявление по форме 1-РН и копии учредительных документов (устав или положение), заверенные подписью руководителя или представителя организации и печатью (при наличии).

Проверить, есть ли Ваша организация в новом Реестре, можно на сайте фискальной службы “Электронный кабинет плательщика”: https://cabinet.sfs.gov.ua/cabinet/faces/public/reestr.jspx в разделе “Реестр неприбыльных учреждений и организаций”. Для этого нужно ввести наименование организации и ее код ЕГРПОУ.

С 1 января этого года неприбыльные организации, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с новыми требованиями Налогового кодекса и/или не предоставили копии учредительных документов контролирующему органу, в силу закона должны быть исключены из Реестра неприбыльных организаций. Это означает, что их статус неприбыльности аннулируется и на них будут распространяться обязательства по уплате налога на прибыль в общем порядке.
 
Сегодня из-за большого количества “неприбыльщиков”, которые не выполнили требования закона, ожидается продление срока для включения в новый Реестр. Об этом уже неофициально сообщают представители фискальных органов. Официально такой срок пока продлили только для религиозных организаций — до 1 января 2018 года, о чем законодатель сообщил в очередных изменениях в Налоговый кодекс от 6 октября 2016 года. Из Реестра организации в массовом порядке пока не исключают и представители фискальных органов продолжают принимать документы от “неприбыльщиков” для включения в новый Реестр. Но никаких юридических оснований для этого сегодня нет.

Чтобы сохранить статус неприбыльности необходимо:

1. Проверить, содержаться ли в учредительных документах Вашей неприбыльной организации, требования закона, описанные выше. Если нет, следует внести эти изменения и предоставить регистратору их новую редакцию.

2. Для включения в Реестр подать в фискальную службу по основному месту учета организации регистрационное заявление по форме 1-РН (его Вы можете найти по ссылке: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/440-2016-%D0%BF/paran100#n101) и копии учредительных документов (устава или положения), заверенные подписью руководителя или представителя организации и печатью (при наличии).

Даже если Ваши учредительные документы соответствуют требованиям Налогового кодекса, для включения в новый Реестр все равно необходимо предоставить фискальным органам их копии и заявление. Автоматически данные из одного Реестра в другой не переносятся.

Если организация зарегистрирована после 17 июля 2015 года, данные о ней должны уже содержаться в новом Реестре. Это связано с тем, что на момент регистрации их учредительные документы должны были соответствовать новым требованиям закона. Но и в таких случаях рекомендуем перепроверить данные о Вашей организации в новом Реестре. В переходных положениях Налоговый кодекс отмечает, что такие организации при желании также могут предоставить копии своих учредительных документов фискальным органам.

3. Коммуницировать с представителями фискальных органов во время всего периода рассмотрения документов. Ситуации могут быть разными: налоговый инспектор не нашел необходимых положений в учредительных документах, предоставлена некачественная копия какой-либо страницы или даже документы могут быть потеряны.

4. Получить решение о включении организации в новый Реестр. Для этого руководитель организации или ее представитель с печатью (при ее наличии) должен посетить соответствующий орган фискальной службы.

Неприбыльные организации и их учредители сегодня могут ждать пролонгации срока для подачи данных о себе в новый Реестр или наверстать упущенное и уже завтра предоставить фискальным органам документы, пока в построждественской суматохе законодатель не затянул ремень регулирования еще туже и не начал доначислять налоги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий