Елена Калинина, юрист ILF |
Happy
New Year.
В ожидании налоговой реформы
Хотя
время новогодних празднеств уже подошло
к концу, но все мы помним, с какими
надеждами и неподдельными переживаниями
украинская индустрия ІТ-аутсорсинга
ожидала старта каникулов Верховной
рады Украины. На повестке дня парламента
стоял вопрос налоговой реформы, итоги
решения которого могли:
а)
сохранить status quo
и дать возможность аутсорсерам и дальше
работать в стране;
либо
б)
создать условия, при которых индустрия
ушла бы в тень или ее ожидала бы релокация
в государства с более благоприятным
бизнес-климатом.
При
этом краеугольным камнем реформы для
индустрии был и остается специальный
режим единого налога. Ни для кого не
секрет, что подавляющее большинство
украинских ІТ-компаний
построены на подрядной модели, когда
для выполнения работы для заказчика
разработчики привлекаются не как
сотрудники по трудовому договору, а как
физические-лица по гражданско-правовому
договору. Эта модель позволяла ІТ-компаниям
предлагать на мировом рынке
конкурентоспособную цену за услуги в
сфере ІТ-аутсорсинга,
платить достойные зарплаты инженерам
и административному персоналу, а также
достаточно значительные в абсолютных
показателях налоги в бюджет.
24
декабря 2015 года все «выдохнули». Верховная
рада Украины приняла Закон Украины
№909-VIII, который де факто
сохранил правила игры для национальной
индустрии ІТ аутсорсинга.
Ключевое изменение, которое привнес
этот закон для индустрии стало увеличение
ставки единого налога на 3-й группе с 4%
до 5% и сокращение размера годового
дохода для пребывания на едином налоге
с 20 млн грн до 5 млн грн.
Следует
отметить, что во многом такой исход
налоговой «реформы» был обусловлен
усилиями самих участников индустрии,
которые в этом году как никогда проявили
единство и активность в лоббировании
своих интересов на уровне парламента,
правительства и профильных министерств,
а также объединений, которые работают
в индустрии (ІТ комитет ЕБА, ИТ Украины,
региональные кластеры информационных
технологий – Харьков, Одесса, Львов,
Луцк, и др.).
«Письма
счастья» от налоговой или немного о
реалиях
Не
успел начаться новый рабочий год, как
Государственная фискальная служба
Украины (ГФСУ) с запозданием сделала
подарок для индустрии в виде Письма
№1527/7/99-99-17-02-02-17
от 18.01.2016. Не вдаваясь во все хитросплетения
налогового «словоблудия» следует
остановиться на главном. Украинская
налоговая в своем письме дала четкое
разъяснение, что ФЛП на 3-ей группе, доход
которых в 2015 году превысил 5 млн грн не
могут в 2016 году находится на едином
налоге. Вот так украинские чиновники
умеют перечеркивать своими письмами
законы и годичные усилия миллиардной
индустрии.
Это
означало бы, что в 2016 году ФЛП, среди
которых, в основном, сеньоры и топ-менеджмент
компаний, должны были отдавать в «казну»
не 4% (как это было в 2015 году) и даже не 5%
(как это собственно предусмотрено
Налоговым кодексом Украины на 2016 год),
а 18% от полученного дохода. Разница более
чем ощутима. Конечно, компании смогли
бы найти выход из сложившейся ситуации
(например, используя ФЛП, доход которых
в 2015 году не превысил указанный порог
для проводки денег), и не такую уж
значительную часть индустрии это
затронет (если брать по курсу 25 грн за
1 доллар США, то месячная зарплата
«потерпевшего» должна составлять больше
200 тыс долларов США за год), но в очередной
раз удивляет сам принцип и подход
фискалов. Тем более, что формально ФЛП
3-ей группы смогут определить свой доход
за 2015 год только после 09 февраля 2016 года,
после подачи отчета за 4 квартал. Но, тем
не менее ГФСУ предлагает ФЛП 3-ей группы
переходить на общую систему налогообложения
(18% подоходный налог) уже с 1 января 2016
года.
Но
шумихи это письмо ГФСУ от 18января 2016
наделало достаточно!
Не
смотря на всю драму такой ситуации, ФЛП
на 3-ей группе снова проявили высокую
активность в защите своих интересов и
ГФСУ внесла коррективы в письмо от 18
января 2016 года вспомнив о главном:
-
согласно Налоговому кодексу показатели дохода ФЛП для определения возможности нахождения на едином налоге определяются показателями текущего, а не предыдущего, года. Соответственно, можно или нельзя быть плательщиком единого налога в 2016 году определяется доходом, полученным в 2016 году;
-
если ФЛП на 3-ей группе в 2015 году получил доход больше 5 млн грн, это не может быть основанием лишения его статуса плательщика единого налога, поскольку в 2015 году лимит, дающий право находится на 3-ей группе единого налога, составлял 20 млн грн;
-
Закон Украины №909-VIII не содержит ни единой нормы, которая позволяла бы применять лимит 2016 года в 5 млн к доходам ФЛП, полученным в 2015 году;
-
никто не отменял Конституцию Украины (ст.58), которая говорит о том, что законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратной силы во времени, кроме случаев, когда они отменяют или смягчают ответственность.
ГФСУ
в письме от 20 января 2016 №1867/99-99-17-02-02-17
отменила сказанное ранее и вынесла свой
вердикт: субъекты хозяйствования —
физические лица плательщики единого
налога, которые в 2015 году получили доход
свыше 5 млн грн, но не превысили допустимый
лимит в 20 млн грн, не теряют право
применять упрощенную систему
налогообложения в 2016 году.
Браво!
Лучше позже, чем никогда! Но звоночек
был тревожный…
Комментариев нет:
Отправить комментарий