пятница, 25 декабря 2015 г.

ГОСТЯМ – ПОДАРКИ, ФИСКАЛАМ – НАЛОГ. О РЕКЛАМНЫХ АКЦИЯХ В БИЗНЕСЕ

Михаил Гринькевич
Юрист ILF

С целью популяризации торговой марки, продукта, развития лояльности к бренду, компании проводят рекламные мероприятия. 

На таких ивентах организаторы распространяют бесплатные образцы продукции и  дают подарки (от блокнота и ручки до дорогостоящих часов) своим клиентам и бизнес-партнерам. Давайте разберемся в налоговых последствиях бесплатного распространения товара во время таких рекламных акций. 

Дополнительное благо

Дело в том, что в силу положений Налогового кодекса Украины (НКУ) подарок, предоставленный физическому лицу от налогового агента (в нашем случае компания-организатор), является дополнительным благом[1]. В свою очередь, стоимость безвозмездно полученного товара, как дополнительного блага, включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога на доходы физических лиц (НДФЛ)[2]. Учитывая, что предприятие в этом случае выступает налоговым агентом, у него возникает ряд обязанностей:
  • собрать идентификационные коды получателей подарков, для использования их в документах, что содержат информацию об уплате НДФЛ[3];
  • начислять, уплачивать в бюджет суму НДФЛ, удержанного из стоимости, предоставленного физическому лицу, подарка[4];
  • подавать в строки, определенные НКУ, налоговый расчет по форме 1-ДФ[5].

НО, если подаренный товар является рекламным, то налоговые органы не рассматривают подарок как доход физического лица. Так, согласно позиции, изложенной в подкатегории 103.23 «Базы знаний» Министерства доходов и сборов Украины, во время проведения рекламной акции или мероприятия осуществляется распространение рекламного товара, а потребителями рекламы является неопределенный круг налогоплательщиков, потому стоимость такого товара не рассматривается как доход физических лиц – потребителей рекламы, и, соответственно, не является объектом налогообложения НДФЛ. Следовательно, предприятие не должно удерживать налог из стоимости такого подарка и выполнять перечисленные обязанности налогового агента.

Ключевым критерием для налогообложения описанных операций является рекламный характер товара, который предоставляется гостям мероприятия.  
Что же является рекламным товаром?

Закон не содержит конкретного определения рекламного товара. При этом, исходя из положений Закона о рекламе[6], можно выделить следующие признаки рекламного товара:
  • содержит информацию о лице или товаре;
  • информация на товаре предназначена сформировать или поддержать осведомленность и интерес о лице или товаре у субъектов, которым предоставляется;
  • предоставляется всем желающим (направленность на неограниченное количество субъектов).

Несколько примеров для наглядности упомянутых признаков:
  1. Если организатор распространяет среди гостей фирменные кружки с логотипом компании, то это будет рекламным товаром. Однако, если гостям дарят ручки фирмы Parker, которые нельзя связать с деятельностью компании и это не является её продукцией, то этот товар не рекламный.
  2. Рекламным товаром является чехол для телефона с эмблемой компании, экземпляры которого предоставляют всем желающим. Но, не будет рекламным подарочный сертификат на продукцию компании с указанием лица, которому он предназначается.


Товар, предоставляемый во время мероприятия, имеет рекламный характер, если он соответствует всем перечисленным признакам. А если существуют противоречия -  необходимо направить силы на их устранение , иначе   компания обязана взыскать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ. При этом предприятие еще обязано собрать идентификационные коды гостей, что может принести дискомфорт получателям подарков.   

Прикрываем тылы
Помимо того, что Ваш товар должен соответствовать признакам рекламного, необходимо также иметь документальное подтверждение проведения рекламного мероприятия и распространения именно рекламного товара. Для этого Вам необходимо, как минимум, иметь:
  1. Приказ руководителя компании о проведении рекламного мероприятия, с указанием даты, времени, места проведения, а также с указанием лиц, ответственных за его проведение и количество каждого наименования товара, который раздается.
  2. Смету расходов предприятия на проведение рекламного мероприятия.
  3. Отчет о проведении мероприятия.
  4. Различные фото и видео материалы, подтверждающие факт раздачи именно рекламного товара.


Такие несложные организационные действия позволят защитить свою позицию в случае возникновения претензий со стороны фискальных органов и избежать штрафных санкций[7].


[1] пп. 14.1.47 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины
[2] пп. е)  пп. 164.2.17. п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса Украины
[3] пп. 70.12 ст. 70 Налогового кодекса Украины
[4] пп. б)  п.176.2  ст. 176 Налогового кодекса Украины
[5] пп. б) п.176.2 ст. 176 Налогового кодекса Украины
[6] Имеется в виду Закон Украины «О рекламе» от 03.07.1996г. № 270/96-ВР
[7]
 Имеются в виду санкции, предусмотренные ст.127 Налогового кодекса Украины


Комментариев нет:

Отправить комментарий