вторник, 24 ноября 2015 г.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС: 7 "ЗА" И 5 "ПРОТИВ"

Сергей Сильченко,
Партнер ILF

История с принятием Трудового кодекса в Украине продолжается почти 20 лет. Все страны бывшего СССР в той или иной мере реформировали трудовое законодательство. Но КЗоТ УССР 1971 года остался «последним из могикан»

5 ноября 2015 года мы снова приблизились к этой реформе, когда парламент принял проект Трудового кодекса в первом чтении. Если проект станет законом, это позволит решить вопросы, которые стали актуальными для работодателей и работников в связи с военным конфликтом на Донбассе (мобилизация работников, волонтерское движение, пропажа людей и отсутствие информации о них), а также в связи с динамикой цифрового прогресса и развитием рыночной экономики в целом.
Топ-7 ожидаемых изменений.
Увольнение:
  • «Вечные директора», которые не могли уволиться из-за невозможности собрать общее собрание участников хозяйственного общества, могут вздохнуть с облегчением и готовиться к увольнению. По проекту кодекса они смогут уволиться по заявлению, независимо от решения коллективного органа, и трудовые отношения прекратятся. Но для третьих лиц директором останется лицо, указанное в едином государственном реестре, поэтому необходимо внести изменения и в закон о регистрации.
  • Новые основания для увольнения: за отсутствие на работе и отсутствие информации о работнике более 4-х месяцев (теперь нет необходимости устанавливать в суде факт пропажи работника без вести), а также за разглашение коммерческой тайны и другой охраняемой законом информации.
  • Меняется процедура увольнения по сокращению. Срок предупреждения о сокращении может быть сокращён с двух до одного месяца (по соглашению между работником и работодателем), т.е. работодатель может быстрее провести необходимые организационные изменения. Но в таком случае обязательна выплата компенсации в размере среднего заработка работника за неотработанный месяц.
Размер выходного пособия при увольнении по сокращению теперь будет зависеть от непрерывного стажа работы у конкретного работодателя (до 5 лет – один средний заработок, до 10 лет – два; больше 10 лет – три).
  • Появляется возможность приостановить трудовые отношения, например, в связи с выполнением работником гражданских, государственных и общественных обязанностей.
Гибкий график.  Руководители, надомники и некоторые другие категории работников смогут самостоятельно планировать и использовать свое рабочее время, не связывая его с режимом работы предприятия.
Испытание ключевых сотрудников. Можно установить более длительный (до 6 месяцев) испытательный срок для руководителей предприятий, главных бухгалтеров, их заместителей, руководителей обособленных структурных подразделений. Собственник бизнеса сможет отследить результативность труда ключевых сотрудников по заданным KPI и принять более обоснованное и эффективное решение по их приему на работу.
Внутренний и внешний контроль:
  • Работодатель получает право контроля за выполнением работниками своих обязанностей с использованием технических средств (к примеру, аудио, видео, программы), если это связано с особенностями производства. На практике такие особенности сможет найти любой заинтересованный работодатель, поэтому этот вопрос может оказаться предметом судебных разбирательств, где работодателю необходимо будет обосновать эти особенности и целесообразность такого контроля.
  • Возвращается замечание как дисциплинарное взыскание. Это позволит  дифференцированно подходить к нарушителям трудовой дисциплины: за  незначительное нарушение – замечание, далее – выговор и увольнение. 
  • Трудовые коллективы лишаются права утверждать правила внутреннего трудового распорядка. Этот документ будет утверждать работодатель самостоятельно или согласовывать с профсоюзным органом предприятия, что соответствует реальной практике.
  •  Не будет полицейского контроля органов Государственной фискальной службы за приемом на работу. Проект Трудового кодекса возвращает к практике, когда трудовые отношения возникают по факту допуска к работе, а не после уведомления налоговой.
Трудовой договор: 
  • Вводится исключительно письменная форма трудового договора.
  • Расширяется сфера применения срочного трудового договора: с 4 до 12 случаев увеличивается перечень законных оснований для его применения.
  • Проект кодекса расширяет перечень обязательных условий трудового договора, и предоставляет больше возможностей для включения в договор дополнительных условий. В договоре стороны смогут урегулировать условия повышения квалификации, особенности организации труда и отдыха, условия предоставления дополнительных благ и особенности расторжения договора.
  • Трудовой договор может быть признан недействительным в ряде случаев по аналогии с Гражданским кодексом Украины, в том числе в судебном порядке (например, в случае заключения мнимого трудового договора).
Сверхурочная оплата. При перевыполнении годовой нормы сверхурочных работ в количестве 120 часов эта переработка оплачивается в тройном размере.
Отпуск. Увеличивается до 28 календарных дней минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска. Отпуск без сохранения заработной платы может также увеличиться с 15 календарных дней до трех месяцев, но по соглашению сторон.
Пять проблем, которые не решил этот проект Трудового кодекса:
1.   Запрет конкуренции с работодателем для ключевых менеджеров и специалистов, которые обладают знаниями о его бизнесе и использование которых может нанести ему вред.
2.  Необходимость ведения трудовых книжек.
3.   Законодатель проигнорировал новые, но повсеместно внедряемые (к примеру, в IT-бизнесе) виды занятости: заемный труд (аутстаффинг) и работу на удаленном доступе.
4.  Не предусмотрена контрактная форма трудового договора, которая показала себя эффективной при найме наиболее квалифицированных работников (прежде всего руководителей и ключевых менеджеров).
5.  Согласие профсоюзного органа на увольнение работников. Хотя перечень оснований такого согласования уменьшился до увольнения по сокращению, служебному несоответствию из-за недостаточной квалификации либо состояния здоровья.
Таким образом, проект Трудового кодекса в нынешней редакции в полной мере задач не решает реформирования трудового законодательства и не соответствует современным вызовам рыночной экономики. По большому счету, он выглядит как арифметическая сумма КЗоТ и базовых законов, регулирующих трудовые отношения: об оплате труда, об отпусках, об охране труда и т.д. С одной стороны, появляется большое количество процедурных норм и положений, которые ранее регулировались на подзаконном уровне, с другой - фактически происходит консервация сложившегося состояния правового регулирования труда.
Опубликовано на портале «Новое Время»

Комментариев нет:

Отправить комментарий