Анна Жебелева, Старший юрист ILF |
Народный депутат Украины Юрий Гарбуз предлагает обязать органы опеки и попечительства участвовать в судебных спорах относительно предоставления разрешения на временный выезд ребенка за границу. Об этом идет речь в законопроекте № 2516а «О внесении изменений в Семейный кодекс Украины относительно обязательного участия органа опеки и попечительства во время предоставления разрешения на временный выезд ребенка за границу без согласия одного из родителей». В пояснительной записке отмечается, что предложенная норма направлена на максимальное обеспечение интересов и защиту семейных прав в случае возникновения судебного спора между родителями о предоставлении разрешения на временный выезд ребенка за границу без согласия одного из родителей путем обязательного участия органа опеки и попечительства.
Законопроектом № 2516а предлагается внести изменения в ст.19 СК Украины и расширить случаи обязательного участия органа опеки и попечительства в семейных спорах и дополнить еще одним случаем, когда разрешается вопрос о предоставлении разрешения на временный выезд ребенка за границу без согласия одного из родителей.
Указанные изменения в закон, по моему мнению, не совсем обоснованы, так как при рассмотрении данной категории споров выводы органа опеки и попечительства не имеют той смысловой нагрузки, которая присутствуют в других случаях, предусмотренных ст. 19 СК Украины.
Предоставление разрешения на выезд носит исключительно временный характер и никак не связано с определением места постоянного жительства ребенка или определения порядка его воспитания, где действительно требуется участие независимого органа опеки и попечительства. В таких случаях с целью защиты прав ребенка и в его интересах органом опеки исследуется условия жизни ребенка, его родителей и чей вывод учитывается судом при вынесении решения (ч. 5 ст. 19 СК Украины).
Законодательством предусмотрено право предоставлять разрешение на выезд ребенка за границу без согласия другого родителя, с обязательной конкретизацией периода и государства, в котором будет находиться ребенок в течение одного выезда (п.4 Правил пересечения государственной границы гражданами Украины). При этом, суд имеет все процессуальные возможности на основании доказательств, которые в праве предоставить родители как стороны по делу, оценить интересы ребенка и целесообразность его временного выезда за границу без выводов органа опеки и попечительства.
Проблема, которая возникает при разрешении данной категории споров, не связана с участием органа опеки и попечительства, а больше продиктована отсутствием в законе четкого определения «временный выезд». На практике нередко это влечет за собой подмену понятий, если выезд предоставляется на длительный срок. Например, предоставление права выезда больше чем на полгода уже может носить признаки изменения фактического места жительства ребенка в контексте применения Гаагской конвенции от 25.10.1980 года. Это может быть связано с социализацией ребенка по месту пребывания (посещение детского сада, обучение в школе), изменением его образа жизни, что влияет на духовное, моральное развитие ребенка.
Поэтому, законодательных изменений требует не порядок рассмотрения таких дел, а определение граничного срока выезда, который, по моему мнению, не должен превышать шести месяцев. В случае, если необходим выезд ребенка на больший срок, то такие заявления подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном законом при определении места жительства ребенка с обязательным участием органа опеки и попечительства.
Специально для Юридическая практика
Комментариев нет:
Отправить комментарий