вторник, 1 сентября 2015 г.

ПРЕДУПРЕЖДЕН – ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН. ЧТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ НА ДОСУДЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ И КАК ПОДГОТОВИТСЯ К ЛЮБОМУ РАЗВИТИЮ СОБЫТИЙ?

Дмитрий Лазебный адвокат, старший юрист ILF
Дмитрий Лазебный,
Адвокат, старший юрист ILF
Досудебное расследование – это стадия расследования уголовного дела, которая начинается следователем, путем внесения информации о преступлении в специальный реестр и заканчивается закрытием уголовного дела либо направлением его в суд.  
Главная задача следователя во время досудебного расследования - собрать доказательства вины лица, совершившего преступление, или его невиновности.  


Именно с этой целью следователь начинает рассылать «письма счастья», с требованиями предоставить ту или иную информацию, документы, вызывать на допросы сотрудников компании, являться с дружественными визитами в офисы с целью принудительного изъятия (выемки) тех документов, которые ему необходимы, или с не совсем дружественными – для проведения обыска.  
Как бы это странно и банально не звучало, но некоторые следователи, которые бывают не совсем чисты на руку и преследуют некие иные цели нежели установление истины по уголовному делу, иногда злоупотребляют перечисленным выше арсеналом прав.   В таком случае у бизнеса начинаются проблемы, которые мало того, что не способствуют его развитию, но и явно тормозят его, а иногда могут стать причиной его закрытия.  
Отметим, что IT-компании, как представители наиболее финансово привлекательного сегмента экономики, всегда попадали в фокус зрения нерадивых следователей.  
Подобные ситуации условно можно поделить на две группы:
  • первая – когда следователя больше интересуют партнеры IT-компании по бизнесу, а не сама компания;
  • вторая – когда деятельность следователя непосредственно сфокусирована на IT-компании и ее сотрудниках.  

В первом случае у следователя, скорее всего, нет прямой заинтересованности в IT-компании или ее сотрудниках. Однако определённый дискомфорт проведение следственных действий IT-компании и ее персоналу доставить может.  

С целью сглаживания углов при общении со следователем в таких ситуациях мы рекомендуем:
  • предоставлять документы на запрос следователя только относительно конкретной компании, по конкретным отношениям, по которым следователь запрашивает информацию;
  • если что-то непонятно из запроса (есть какие-то неточности, плохое качество запроса, не видно даты и пр.) – вступите со следователем в переписку, выясните что ему конкретно нужно;
  • если есть юридические основания не предоставлять документы – направьте следователю мотивированный отказ;
  • проинструктируйте сотрудников об их модели поведения в случае звонка следователя или его визита;
  • максимально минимизируйте круг общения следователя – назначьте уполномоченное лицо по контакту со следователем, а остальным сотрудникам запретите общение с ним;
  • обеспечьте сотрудников адвокатом, в случае вызова их на допрос, люди – основа любого бизнеса. 
Во втором случае IT-компания и ее персонал непосредственно находятся под пристальным вниманием следователя. В подобных ситуациях следователю, как правило, удается найти пару-тройку дополнительных грешков, которые могут перерасти в отдельные уголовные дела.  
В таких моментах слабыми местами выступают вопросы, связанные с оформлением «отношений» с персоналом (ФЛП, трудовые договора), выплатой заработной платы «в конвертах», лицензионностью используемого компанией софта. Не следует также забывать о том, что приход следователя в IT-компанию может быть результатом недобросовестного поведения конкурентов или «недовольных» кастомеров и клиентов.  
Второй случай явно сложнее, чем первый, но не смертельный. Правда, без хорошего адвоката вам тут уже не обойтись.  

В данном случае наши рекомендации (помимо указанных выше) сводятся к следующему:
  • заручитесь поддержкой хорошего адвоката;
  • установите по чьему обращению, по какой статье Уголовного кодекса Украины и на основании каких фактов возбуждено уголовное дело;
  • проанализируйте при помощи адвоката ситуацию, послужившую основанием для возбуждения уголовного дела, на наличие слабых мест;
  • проинструктируйте рисковый персонал компании (сотрудников, которые вероятнее всего в первую очередь попадут в поле зрения следователя) об их модели поведения во время визита следователя или вызове их на допрос;
  • подготовьтесь к затяжным походам на допрос, а также допросу ваших друзей;
  • уберите из офиса компании лишние вещи, документы, ценности и прочее имущество, которое может «заинтересовать» следователя;
  • передайте на анализ адвокату, а по факту на «хранение», документы, которые могут содержать угрозу (серьезно настроенный следователь получить к ним доступ в любом случае, однако Вы выиграете время);
  • усильте физическую безопасность офиса:
- вынесите информацию на удаленный сервер, создайте резервные сервера хранения информации;
- поставьте новую крепкую железную дверь;
- поменяйте замки на старых дверях;
- по возможности выделите специальное помещение для общения со следователем;
- снабдите офис компании видеокамерами;
- оборудуйте офис системой охраны.
  
Подготовлено специально для SoftSource


Комментариев нет:

Отправить комментарий