четверг, 30 июля 2015 г.

КАК БУДУТ ЗАРАБАТЫВАТЬ БОЛЬНИЦЫ? ПЕРСПЕКТИВА АВТОНОМИЗАЦИИ И ЛОКАЛЬНЫЕ ПРОТОКОЛЫ

Khytrova Elena ILF
Елена Хитрова,
Ассоциированный партнер ILF
Тема медицинской реформы набирает обороты и все больше людей вовлекаются в ее обсуждение. С каждым днем градус эмоций накаляется. Часть общественности обеспокоена тем, что после запуска автономизации и преобразования больниц в предприятия, последние могут пойти с молотка. Массовая приватизация больниц, по мнению сторонников этой идеи, станет препятствием для доступа населения к медицинской помощи и предпосылкой для повышения смертности.
Но мало кто из дискутирующих обращает внимание на другой важный аспект, без которого лишь изменение статуса больниц и принципа их финансирования не спасет ситуацию - качество нынешней медицинской помощи.

Напомню, что анонсированная автономизация предполагает частичное финансирование больниц из бюджета. Иную часть финансирования больницы будут зарабатывать путем продажи медицинских услуг. Предполагается, что стоимость медицинских услуг будет рассчитываться на основании протоколов и стандартов предоставления медицинской помощи.
Как сегодня обстоят дела с протоколами и стандартами?
Существует более 2500 стандартов[1], из которых только 124 документа были разработаны по принципу доказательной медицины. Остальные - морально устаревшие протоколы и стандарты, большинство из которых достались «в наследство» от советской медицины. При этом такое количество стандартов не покрывает все нозологические группы заболеваний, по некоторым – стандарты вообще отсутствуют.
Законопроект Кабинета Министров Украины об автономизации больниц обязывает Министерство охраны здоровья разобраться со сложившейся ситуацией - обновить устаревшие протоколы и заполнить пробелы.  Однако пока это выглядит нереалистично, потому что действующий процесс их создания и изменения длительный и громоздкий. Так, Методика[2] предусматривает 34 недели (а это больше 8-ми месяцев) на разработку и внедрение унифицированного протокола оказания медицинской помощи. А на практике этот процесс может занять более двух лет.
Какой выход для больниц из сложившейся ситуации? Разработка и внедрение собственного – локального протокола оказания медицинской помощи.
Если посмотреть на опыт Великобритании, Германии, Латвии и других зарубежных стран, то ключевым документом – картой, которой руководствуется врач в своей деятельности, является именно локальный протокол.
К примеру, в Великобритании государство финансирует создание клинических руководств[3], на основе которых в последующем разрабатываются гайдлайны как для врача, так и для пациента. Документы хранятся в открытом доступе в сети Интернет, чтобы любой мог ими воспользоваться. На основе этих клинических руководств конкретно взятое лечебное учреждение разрабатывает свой локальный протокол, который учитывает особенности учреждения, его инфраструктуру и месторасположение, а также возможности материально-технической базы.
Действующая в Украине Методика разработки и внедрения медицинских стандартов также предполагает, что каждая клиника должна разработать и внедрить собственный (локальный) протокол оказания медицинской помощи. Но на практике в редких случаях больница разрабатывает локальные протоколы «под себя», чаще последние руководствуются теми протоколами, которые «облздрав» спустил сверху.
Зачем больнице локальные протоколы и стандарты?
1. Ограничение ответственности врача и больницы
Действующее законодательство устанавливает, что медицинская помощь оказывается в соответствии с утвержденными стандартами и протоколами.[4] Соответственно, оказание  медицинской помощи по методам, не предусмотренным протоколами и стандартами или назначение лекарств не по протоколу, – нарушение. В случае наступления негативных последствий для пациента, действующая в Украине презумпция вины врача[5] обязывает последнего доказать, что он сделал все правильно. В то же время правоохранительные органы и суд будут рассматривать действия врача через призму существующих локальных актов: стандартов и протоколов, договора с пациентом и др. Если же больница будет иметь свой локальный протокол, то суд и правоохранители будут обязаны руководствоваться им, поэтому локальный протокол обеспечивает защиту врачу и больнице.
2. Конкурентоспособная цена медицинских услуг 
Как уже упоминалось выше, в ближайшей перспективе стоимость медицинских услуг будет рассчитываться на основании протоколов и стандартов предоставления медицинской помощи. И пациент будет выбирать, где и в какой больнице покупать услугу. Естественно, завоевать покупателя смогут те больницы, которые обеспечат оптимальное соотношение цена-качество медицинской услуги. А для этого им необходимо начинать работать как бизнес-структуре: оптимизировать внутренние процессы, сокращать лишние затраты, внедрять новые методы диагностики и лечения. Поэтому, чем ближе локальные протоколы и стандарты к реалиям конкретного медицинского учреждения, тем экономически выгоднее для больницы и соответственно для пациента.
3. Правила игры
По тем нозологическим группам, по которым профильное Министерство еще не утвердило унифицированный клинический протокол, больница может разработать свой собственный локальный протокол, основываясь на данных доказательной медицины.
Сложный ли процесс разработки локального протокола? Скажем так – нелегкий. Но дорогу осилит идущий и в качестве базы образцов могут использоваться зарубежные клинические руководства (к примеру, NICE[6]).

[1] http://www.dec.gov.ua/mtd/index_r.html
[2] Утверждена Приказом Министерства охраны здоровья № 751 от 28.09.2012 года
[3] Система NICE http://www.nice.org.uk/Guidance
[4] ст. 141 Закона Украины «Об основах законодательства Украины об охране здоровья»
[5] ст. 1166 Гражданского кодекса Украины
[6] http://www.nice.org.uk/Guidance

Комментариев нет:

Отправить комментарий