понедельник, 27 июля 2015 г.

ПРИВАТИЗАЦИЯ В УКРАИНЕ ИЛИ КОМУ НУЖНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТИВЫ В АПК?

Selivanova Irina ILF
Ирина Селиванова,
Советник ILF
Грядущую масштабную приватизацию в Украине первым анонсировал министр экономики Айварас Абромавичус, заявивший, в частности, что до конца 2015 года должны состояться приватизационные торги первых госпредприятий.
Действительно, в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 12 мая 2015 года «О проведении прозрачной и конкурентной приватизации в 2015 году» Украина намерена выставить на продажу много государственных активов, среди которых 13 операторов морских портов и около 22 предприятий АПК, приватизация которых была ранее запрещена. Этот же вектор развития отечественного аграрного сектора можно увидеть в концепции Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.
Необходимость такой массовой приватизации объясняется рядом факторов, в частности, низкой эффективностью госсектора экономики. Так, по информации Председателя Фонда госимущества Украины, которую он распространил на пресс-конференции «Приватизация 2015 года. Планы и перспективы» 9 июля 2015 года, из 127 госпредприятий только 35 являются финансово благополучными, остальные находятся на разных стадиях процедуры банкротства.
Позиция государства понятна – избавление от непрофильных и/или убыточных активов и сокращение расходной части бюджета. Посмотрим теперь на позицию инвестора (кто-то же должен купить эти активы). Для инвестора ситуация может оказаться не такой однозначной.

1. Земельный пробел
Приватизация государственного предприятия осуществляется путем его преобразования в акционерное общество с последующим приобретением инвестором акций этого общества (ст.5 Закона Украины «Об особенностях приватизации в агропромышленном комплексе»). То есть непосредственным объектом приватизации будет не имущество и земельные участки государственного предприятия, а акции акционерного общества, созданного на базе этого имущества.
Земли сельскохозяйственного назначения – один из ключевых активов аграрного предприятия, за счет которых в том числе будет сформирован уставной капитал акционерного общества, акции которого пойдут на приватизацию. Украинское законодательство пока не имеет четкого порядка внесения земельных участков сельскохозяйственного назначения в уставные капиталы акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. Поэтому без урегулирования этого вопроса на нормативном уровне основания приобретения права собственности на такие земельные участки выглядят достаточно сомнительно.
2. Распределение акций
Серьезная проблема ждет инвестора, заинтересованного в приватизации предприятий, подчиненных Министерству аграрной политики и продовольствия, среди которых и элитно-селекционные аграрные предприятия с десятками тысяч гектаров плодородной земли. Дело в том, что Закон об особенностях приватизации в АПК предусматривает несколько «бонусов» для членов трудового коллектива при распределении акций такого предприятия.
Так, текущие и бывшие работники имеют право на получение части акций предприятия, которое приватизируется, бесплатно. Акции, которые остались после бесплатной передачи работникам государственного предприятия и приравненных к ним лиц, подлежат продаже за денежные средства путем проведения конкурса. При этом упомянутые лица имеют преимущественное право на их покупку (ст.7 Закона об особенностях приватизации в АПК).
В результате определить, какой пакет акций останется у трудового коллектива и у государства, а какой достанется инвестору при приватизации, достаточно сложно.
3. Аграрные особенности
Отдельный сюрприз ожидает инвестора в случае приватизации сельскохозяйственных предприятий, которые выращивают многолетние насаждения (хмель, лекарственные и эфиромасличные растения). Акции на сумму стоимости указанных насаждений временно остаются в собственности государства в размере не менее 25%. При этом максимальный размер пакета государства не установлен. По такому пакету акций государством должно быть принято отдельное решение: не оставлять его в собственности, а продать инвестору (инвесторам). Но для этого потребуется внесение изменений в законодательство, что увеличивает приватизационные сроки.
4. Процедура оценки
Нужно быть готовым к тому, что украинское приватизационное законодательство устанавливает длительную и не всегда прозрачную процедуру передачи государственного имущества в собственность покупателю. Это, в частности, касается процедуры и методики оценки. При этом профессиональное сообщество в сфере оценки не имеет достаточных механизмов обеспечения качества работы оценщиков.
Независимые оценщики, имеющие право оценивать государственное имущество, разделены по компетенциям: некоторые из них имеют право оценивать государственное имущество, за исключением земельных участков, другие – оценивать только земельные участки. Это может вызвать проблемы при оценке имущества сельскохозяйственных предприятий, одним из основных активов которых является земля.
Также установлена достаточно непрозрачная процедура оценки пакетов акций, принадлежащих государству, в результате чего покупатель акций иногда не находит активов, которые, по его мнению, должны были быть у предприятия, акции которого он купил.
В сухом остатке: чтобы претворить намерения приватизации в жизнь, необходимо серьезно поработать над изменениями приватизационного законодательства Украины. Инвестору нужны гарантии защиты инвестиций и прозрачные механизмы взаимодействия с государством как продавцом государственного имущества и всеми лицами, обеспечивающими приватизационный процесс.
Без таких изменений, инвестору, заинтересованному в долгосрочном финансовом эффекте от своих инвестиций, довольно рискованно начинать этот процесс. В зависимости от статуса и вида государственного имущества, более безопасными и экономически выгодными могут оказаться другие модели государственно-частного партнерства, часть из которых позволят инвестору постепенно подготовиться и к приватизации этого имущества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий