пятница, 26 июня 2015 г.

ПО ДОРОГЕ К ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ. В КАКОЙ ФОРМЕ БУДУТ РАБОТАТЬ БОЛЬНИЦЫ УКРАИНЫ?

Елена Пелипенко Советник ILF
Елена Пелипенко,
Советник ILF
27 мая 2015 на заседании Кабинета Министров Украины обсуждался пакет законопроектов «На пути к европейской системе здравоохранения». Законопроекты направлены на изменение правового статуса учреждений здравоохранения, автономизацию управления и изменение в финансировании самой системы здравоохранения.


Профильные эксперты медицинского рынка сходятся во мнении, что больницы в форме бюджетных учреждений функционируют неэффективно. Ведь такие учреждения ограничены в принятии самостоятельных решений относительно источников и целевого использования полученных ими бюджетных средств и активов. Сегодня финансирование больниц (бюджетных учреждений) осуществляется по госпитальной модели: плановый объем расходов, исходя из количества койко-мест, без учета потребностей отдельно взятого учреждения и населения. Именно неэффективное использование средств в медицине – одна из причин низких показателей здоровья украинского населения. 

Поэтому инициатива Министерства здравоохранения преобразовать больницы, которые сейчас действуют в форме бюджетных учреждений, в предприятия различных организационно-правовых форм  - прогрессивная. Почему? Это позволит создать условия для автономии больниц и расходования средств по потребностям.
В тоже время, предложенные положения законопроектов нуждаются в доработке.

Форма собственности больниц и отношения с инвестором

К примеру, Министерство предлагает поделить больницы независимо от формы собственности на государственные, коммунальные и частные учреждения здравоохранения, и при этом дает право создавать больницы в смешанной форме собственности (путем объединения имущества разных форм собственности).
Действительно, Хозяйственный кодекс Украины (ст. 63) упоминает предприятие, основанное на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества разных форм собственности). Однако это единственная норма, которая вспоминает о таком виде предприятия. Ведь по своему содержанию такая форма предприятий является устаревшей и использовалась до 1991 года[1]. Соответственно реорганизация больниц в предприятия,  созданные на смешанной форме собственности, не имеет практического смысла.
Возможно, авторы законопроекта предполагали, что такое положение даст возможность привлечь инвесторов в больницы. Но для достижения этой цели можно использовать другие, более прозрачные и действенные механизмы. Так, законодательство в сфере хозяйственного права относит к государственному и коммунальному сектору экономики[2] не только предприятия, в которых 100% - доля государственной или коммунальной собственности, но и предприятия, в которых такая доля превышает 50%. Поэтому, механизм взаимодействия с инвесторами может состоять в покупке последними оставшейся доли в предприятии. Закрепление такой возможности взаимодействия выглядит более целесообразным, поскольку на законодательном уровне существуют отработанные механизмы функционирования таких «совместных» предприятий. Кроме того, не следует забывать о возможностях, которые предоставляет государственно-частное партнерство.

Автономизация или снова управление сверху?

Следующий аспект проекта закона, который требует доработки, - перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться (реорганизовываться) и действовать больницы. Пока проект не дает исчерпывающего перечня таких форм предприятий. Выбор будет за местным советом или органом, уполномоченным собственником. Это создает риск преобразования больниц в формы, которые недостаточно нормативно урегулированы и дискуссионные (например, частные предприятия, объединения граждан и т.п.). Пробелы в регулировании предприятия могут отразиться на эффективности его работы и возможности автономного управления им. Поэтому в законе следует закрепить исчерпывающий перечень форм, в которые может быть реорганизована больница.
Кроме того, процесс автономизации больниц предполагает их преобразование в коммерческие или некоммерческие предприятия. Но снова-таки решение относительно конкретной больницы будет принимать местный совет или уполномоченный орган. Но создание на базе больниц, коммерческих предприятий пока противоречит их правовой природе и статье 49 Конституции Украины – оказанием бесплатной медицинской помощи. Поэтому на уровне закона должны быть закреплены критерии, по которым та или иная больница преобразуется в предпринимательскую или непредпринимательскую структуру. Разработка и апробация таких критериев требует времени, что может замедлить процесс запуска автономизации больниц. Целесообразно рассмотреть вариант превращения всех больниц в неприбыльные структуры, а по результатам их деятельности (год, два года), - преобразовать в государственные коммерческие и коммунальные коммерческие предприятия.
Не будем оставлять надежды, что законодатель прислушается к общественности и усовершенствует предложенные законопроекты, которые заложат фундамент для успешной медицинской реформы.




[1] До принятия Закона Украины «О хозяйственных обществах»
[2]  ст. 22 и 24 Хозяйственного кодекса Украины

Комментариев нет:

Отправить комментарий