Елена Пелипенко, Советник ILF |
Стабильность банковской системы
обеспечивается, прежде всего, эффективным управлением рисками, поддержанием
ликвидности банков и доверием к этой системе частных и институциональных
инвесторов. Закон № 2085, принятый в первом чтении парламентом 02 марта, в
целом является прогрессивным в плане укрепления такого доверия и защиты
интересов вкладчиков от недобросовестности собственников банков и его
менеджмента.
Сегодня ответственность банка перед
вкладчиками и иными его кредиторами разделяют менеджмент финансового учреждения
и номинальные собственники существенного участия в банке (10 и более %
уставного капитала). На практике реальные собственники банка используют
различные механизмы распыления акций между 11 и более его акционерами для того,
чтобы уйти от ответственности за убытки, причинённые банку и его вкладчикам,
фиктивное банкротство банка или доведение его до устойчивой финансовой
неплатежеспособности. Закон № 2085 расширяет круг ответственных лиц до конечных
бенефициаров – независимо от их номинального участия в банке и устанавливает
для таких лиц и менеджмента финансового учреждения специальную уголовную,
административную и гражданско-правовую ответственность.
Например, действующей редакцией Уголовного
кодекса Украины уже предусмотрена ответственность для учредителей или
должностных лиц юридического лица за доведение субъекта хозяйствования до
банкротства, если это причинило большой материальный вред (8 500 грн. и более)
государству или кредитору. Но ответственность виновных лиц ограничена штрафом
(от 34 000 грн. до 51 000 грн.) и лишением права занимать определённые
должности или заниматься определённой деятельностью на три года (ст. 219 УК).
Закон № 2085 устанавливает специальную
уголовную ответственность для менеджмента и бенефициаров банка (ст. 218 1 УК
«Доведение банка до неплатежеспособности») и значительно усиливает
ответственность виновных лиц, дополняя санкции лишением свободы на срок от 1 до
пяти лет. Кроме этого, новая норма не требует установления факта банкротства
банка для привлечения виновных лиц к ответственности. Достаточно решения НБУ об
отнесении банка к категории неплатежеспособных и наличие, причинённого
государству или другим кредиторам, материального вреда в размере от 170 000
грн. и более. Поэтому новая норма может быть более эффективной, учитывая то,
что дела о банкротстве длятся годами и тем самым сводят к нулю шансы
своевременно привлечь к ответственности виновных лиц.
Следует отметить, что практика привлечения
к ответственности менеджмента и учредителей банка согласно действующему
законодательству практически отсутствует. А это значит, что наличие новых
усовершенствованных механизмом, как, впрочем, всегда, зависит, прежде всего, от
желания и воли контролирующих органов воплотить их в жизнь. Уже в краткосрочном
периоде мы увидим, станет ли эта норма инструментом в борьбе с
недобросовестными финансовыми учреждениями или останется формальным соблюдением
одного из требований МВФ для получения очередного кредитного транша Украиной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий