вторник, 17 марта 2015 г.

ОПЫТ ПЕРЕХОДА МЕДИЦИНЫ ГЕРМАНИИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО В ЧАСТНЫЙ СЕКТОР (ЧАСТЬ 1)

Irina Kovalchuk ILF
Ирина Ковальчук,
Юрист ILF
Германия заслужено считается мировым лидером по предоставлению высококачественных медицинских услуг. Здесь расположены крупнейшие медицинские центры Европы, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь. Помимо технического оснащения клиник (оборудование обновляется в среднем раз в 3-5 лет) важными факторами являются также высокий уровень подготовки специалистов, безусловный приоритет интересов пациента во время лечения и сервис. Именно в Германии отмечается один из наиболее высоких в мире уровней расходов на систему здравоохранения (около 11% от ВВП).Однако стоит отметить, что не всегда положение дел обстояло таким образом.
Медицина в Германии до 1990 года
Система здравоохранения ГДР, которая полностью находилась в руках государства, во многом была схожа с системой здравоохранения Украины, полученной в наследство от Советского Союза. В то время как в ФРГ была создана традиционная структура социального страхования, в ГДР существовала государственная система здравоохранения, построенная по модели СССР, Великобритании и Швеции. Хотя принцип социального страхования, в общем, сохранялся, система была очень ограниченной. В ГДР существовало только 2 больничные кассы, и большая часть врачей была занята в государственном секторе. Так, количество врачей, занимавшихся частной практикой в ГДР, в 1989 г. составило менее 1%. Также имело место массовое бегство врачей, что в свою очередь привело к дефициту квалифицированных кадров. Например, лишь в 1989 г. территорию ГДР из-за плохого обеспечения больниц [1], постоянных перегрузок в связи с большим количеством пациентов и слишком низких зарплат покинуло более 4000 врачей и 8000 младшего и среднего медицинского персонала.

Количество средств, инвестированных в систему здравоохранения и социального обеспечения, было незначительным и составило лишь 0,8 % от общего количества инвестиций в экономику страны. Средняя продолжительность эксплуатации больниц составляла 60 лет, постепенно уменьшалось количество коек [2] и, по свидетельству современников, многие больницы имели атмосферу военного госпиталя: в палате могло находиться до 18 пациентов.
В сложной ситуации находись больные с хроническими заболеваниями. Так, ГДР в 80-е годы располагала 200 диализными местами на один миллион жителей. В сравнении с ФРГ этот показатель являлся ничтожно малым [3]. Не развивалась сеть приютов и домов для пожилых людей, поскольку с точки зрения государства создавать такие заведения было нецелесообразно, так как основная цель политики здравоохранения заключалась в обеспечении государства рабочей силой. Учитывая эти факторы, средняя продолжительность жизни в ГДР была в среднем на 2,5 - 3 года ниже, чем в западных землях.
В процессе воссоединения Германии в 1990 г. была проведена адаптация права ГДР к праву ФРГ. Фактически на территории восточных земель начали действовать те же законы, что и на территории старых земель. Одним из элементов адаптации права стала активная имплементация западной модели здравоохранения, в соответствии с которой первичная медицинская помощь оказывалась преимущественно врачами частной практики. Так, в § 311 Договора о воссоединении, вступившего в силу 03 октября 1990 г., было обозначено «открытие частной практики должно поощряться для того, чтобы частнопрактикующие врачи в итоге стали основными поставщиками амбулаторной помощи».
Многие поликлиники были закрыты, однако, в то же время около 1650 поликлиник получили иммунитет до 1995 г. При этом данные поликлиники должны были сохранять ту форму, в которой действовали сейчас, то есть дальнейшее их развитие или переход права собственности был невозможен, в связи с чем они постепенно прекратили свое существование. В будущем основным носителем амбулаторного медицинского обеспечения должен был стать врач, предоставляющий услуги на договорной основе. Часто эти «свободные» врачи продолжали работу в тех же помещениях поликлиник, заключив договора аренды с сенатами. Таким образом, возникли традиционные для Германии медицинские или врачебные центры, которые в дальнейшем были переименованы в «центры медицинской помощи». Эти центры предоставляли амбулаторное медицинское обслуживание в дополнение к соло- или объединённым врачебным практикам.
В результате такой политики уже в апреле 1991 г. количество частнопрактикующих врачей было больше, чем число врачей, занятых в поликлиниках. В течение последующих трех лет всего 2% всех медицинских услуг предоставлялись в поликлиниках. До 1998 г. также был реализован ряд мер, направленных на повышение конкуренции между больничными кассами и лечебными учреждениями [4]. Проводилась политика сдерживания расходов и на начальном этапе доходность лечебных учреждений повышалась за счет доплат из государственного бюджета. Также активно вводились новые медицинские услуги и страхование на случай потребности в уходе. Влияние государства на отрасль медицины постепенно уменьшалось. Ведущая роль государства сохранялась только  в области бедствий и катастроф.
После первичной реформы все университетские больницы (клиники) со стационарным лечением остались в руках государства, в то время как первичная медицинская помощь оказывалась частными практиками. Для обеспечения финансирования, немецкие больницы заключали контракты со страховыми компаниями, а также получали государственные инвестиционные субсидии из налоговых поступлений. Таким образом, обеспечивалось двойное финансирование системы здравоохранения. С 2004 г. соло- и объединённые врачебные практики получили право самостоятельно заключать индивидуальные договоры с больничными кассами. Ранее заключались только коллективные договоры между ассоциациями врачей больничных касс и объединениями больничных касс. Такие договоры, как правило, дополняли систему медицинского обеспечения на основании коллективных договоров и модернизировали ее.
Важную роль в процессе интеграции сыграла также солидарность врачей. Изначально тариф за отдельные медицинские услуги, предоставляемые врачами в восточных землях, был ниже, чем тариф, установленный для западных врачей. В связи с чем западные врачи выступили с инициативой введения усредненной ставки по всей территории Германии и фактических отказались от части своего дохода в пользу коллег из бывшей ГДР (около 12%).


[1] Один компьютерный томограф на 600.000 жителей (в Западной Европе - на 100.000 жителей) и один аппарат УЗД на 32.000 жителей (в Западной Европе– на 2500 жителей). 
[2] с 206 000 в 1965 до 169 000 в середине 1980-х.
[3] 510 диализных мест на один миллион жителей.
[4] С 1996 г. застрахованные лица получили возможность самостоятельно выбирать больничную кассу, в том числе  ориентируясь на размер страховых взносов. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий