Ирина Ковальчук, Юрист ILF |
Германия заслужено считается мировым
лидером по предоставлению высококачественных медицинских услуг. Здесь
расположены крупнейшие медицинские центры Европы, оказывающие
высокотехнологичную медицинскую помощь. Помимо технического оснащения клиник
(оборудование обновляется в среднем раз в 3-5 лет) важными факторами являются
также высокий уровень подготовки специалистов, безусловный приоритет интересов
пациента во время лечения и сервис. Именно в Германии отмечается один из
наиболее высоких в мире уровней расходов на систему здравоохранения (около 11%
от ВВП).Однако стоит отметить, что не всегда положение дел обстояло таким
образом.
Медицина в Германии до 1990 года
Система здравоохранения ГДР, которая
полностью находилась в руках государства, во многом была схожа с системой
здравоохранения Украины, полученной в наследство от Советского Союза. В то
время как в ФРГ была создана традиционная структура социального страхования, в
ГДР существовала государственная система здравоохранения, построенная по модели
СССР, Великобритании и Швеции. Хотя принцип социального страхования, в общем,
сохранялся, система была очень ограниченной. В ГДР существовало только 2
больничные кассы, и большая часть врачей была занята в государственном секторе.
Так, количество врачей, занимавшихся частной практикой в ГДР, в 1989 г.
составило менее 1%. Также имело место массовое бегство врачей, что в
свою очередь привело к дефициту квалифицированных кадров. Например, лишь в 1989
г. территорию ГДР из-за плохого обеспечения больниц [1], постоянных перегрузок в связи с большим количеством
пациентов и слишком низких зарплат покинуло более 4000 врачей и 8000 младшего и
среднего медицинского персонала.
Количество средств, инвестированных в
систему здравоохранения и социального обеспечения, было незначительным и
составило лишь 0,8 % от общего количества инвестиций в экономику страны.
Средняя продолжительность эксплуатации больниц составляла 60 лет, постепенно
уменьшалось количество коек [2] и, по свидетельству современников,
многие больницы имели атмосферу военного госпиталя: в палате могло находиться
до 18 пациентов.
В сложной ситуации находись больные с
хроническими заболеваниями. Так, ГДР в 80-е годы располагала 200 диализными
местами на один миллион жителей. В сравнении с ФРГ этот показатель являлся
ничтожно малым [3]. Не развивалась сеть приютов и домов для
пожилых людей, поскольку с точки зрения государства создавать такие заведения
было нецелесообразно, так как основная цель политики здравоохранения
заключалась в обеспечении государства рабочей силой. Учитывая эти факторы,
средняя продолжительность жизни в ГДР была в среднем на 2,5 - 3 года ниже, чем
в западных землях.
В процессе воссоединения Германии в 1990
г. была проведена адаптация права ГДР к праву ФРГ. Фактически на территории
восточных земель начали действовать те же законы, что и на территории старых
земель. Одним из элементов адаптации права стала активная имплементация
западной модели здравоохранения, в соответствии с которой первичная медицинская
помощь оказывалась преимущественно врачами частной практики. Так, в §
311 Договора о воссоединении, вступившего в силу 03 октября 1990 г., было
обозначено «открытие частной практики должно поощряться для того, чтобы
частнопрактикующие врачи в итоге стали основными поставщиками амбулаторной
помощи».
Многие поликлиники были закрыты, однако, в
то же время около 1650 поликлиник получили иммунитет до 1995 г. При этом данные
поликлиники должны были сохранять ту форму, в которой действовали сейчас, то
есть дальнейшее их развитие или переход права собственности был невозможен, в
связи с чем они постепенно прекратили свое существование. В будущем основным
носителем амбулаторного медицинского обеспечения должен был стать врач,
предоставляющий услуги на договорной основе. Часто эти «свободные» врачи
продолжали работу в тех же помещениях поликлиник, заключив договора аренды с
сенатами. Таким образом, возникли традиционные для Германии медицинские или
врачебные центры, которые в дальнейшем были переименованы в «центры медицинской
помощи». Эти центры предоставляли амбулаторное медицинское обслуживание в
дополнение к соло- или объединённым врачебным практикам.
В результате такой политики уже в апреле
1991 г. количество частнопрактикующих врачей было больше, чем число врачей,
занятых в поликлиниках. В течение последующих трех лет всего 2% всех
медицинских услуг предоставлялись в поликлиниках. До 1998 г. также был
реализован ряд мер, направленных на повышение конкуренции между больничными
кассами и лечебными учреждениями [4]. Проводилась политика сдерживания
расходов и на начальном этапе доходность лечебных учреждений повышалась за счет
доплат из государственного бюджета. Также активно вводились новые медицинские
услуги и страхование на случай потребности в уходе. Влияние государства на
отрасль медицины постепенно уменьшалось. Ведущая роль государства сохранялась
только в области бедствий и катастроф.
После первичной реформы все
университетские больницы (клиники) со стационарным лечением остались в руках
государства, в то время как первичная медицинская помощь оказывалась частными
практиками. Для обеспечения финансирования, немецкие больницы заключали
контракты со страховыми компаниями, а также получали государственные
инвестиционные субсидии из налоговых поступлений. Таким образом, обеспечивалось
двойное финансирование системы здравоохранения. С 2004 г. соло- и
объединённые врачебные практики получили право самостоятельно заключать
индивидуальные договоры с больничными кассами. Ранее заключались только
коллективные договоры между ассоциациями врачей больничных касс и объединениями
больничных касс. Такие договоры, как правило, дополняли систему медицинского
обеспечения на основании коллективных договоров и модернизировали ее.
Важную роль в процессе интеграции сыграла
также солидарность врачей. Изначально тариф за отдельные медицинские услуги, предоставляемые
врачами в восточных землях, был ниже, чем тариф, установленный для западных
врачей. В связи с чем западные врачи выступили с инициативой введения
усредненной ставки по всей территории Германии и фактических отказались от
части своего дохода в пользу коллег из бывшей ГДР (около 12%).
[1] Один компьютерный томограф на
600.000 жителей (в Западной Европе - на 100.000 жителей) и один аппарат УЗД на
32.000 жителей (в Западной Европе– на 2500 жителей).
[4] С 1996 г. застрахованные лица
получили возможность самостоятельно выбирать больничную кассу, в том
числе ориентируясь на размер страховых взносов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий