Валентин Крыловецкий, юрист ILF |
Ожидается, что полный переход на ProZorro упростит доступ к тендерам для предпринимателей и разрушит схемы вымывания денег из бюджетов всех уровней, поскольку:
- каждый участник сможет подать предложение и поучаствовать в электронном аукционе;
- функции по регистрации, раскрытию и оценке тендерных предложений перешли от заказчика к электронным площадкам;
- недобросовестный участник не получит информацию от заказчика о тендерных предложениях конкурентов;
- отчеты о закупках формирует электронная площадка, а заказчику остается всего лишь их опубликовать.
Но годичная практика использования ProZorro на допороговых закупках показала, что эта система не позволяет в полной мере избежать проявлений коррупции.
Так, при проведении в марте-апреле 2016 года закупки оборудования и принадлежностей для туалетных комнат порта “Южный”, наиболее выгодные предложения отклонялись по формальным признакам, а победителями становились фирмы с ценами выше среднего.
В июле 2016 года клинический онкодиспансер провел закупку “устройств с держателем и насадкой”. Речь шла о швабрах, но знал об этом только один участник, который и победил в торгах.
На практике уже можно увидеть такие способы уклонения от торгов как:
1. Занижение заказчиком ожидаемой стоимости закупок или дробление предмета закупки, исключающее применение Закона “О публичных закупках”.
Пример: больница при закупке 5 тыс. упаковок таблеток по цене 50 грн за упаковку, вместо одного тендера на 250 тыс. грн, проводит два по 125 тыс. грн. Сумма каждой из них не превышает порога в 200 тыс. грн, установленного законом и позволяет заключить договор с нужным поставщиком.
2. Установление квалификационных критериев или требований к предмету закупки под конкретного участника.
Так, диагностический центр объявляет закупку оборудования конкретной марки, комплектации или даты выпуска, которое он собирается купить у определенной компании. В процессе квалификации заказчик отсеивает остальных участников.
Система ProZorro сделала процесс госзакупок публичным, но пока не стала панацеей от коррупции и человеческий фактор (недобросовестного чиновника) еще присутствует в процедуре определения победителя.
Для снижения уровня коррупции необходимо работать над повышением общественной культуры закупок и Минэкономразвития уже создало институт региональных агентов ProZorro с целью проведения тренингов для заказчиков.
Сегодня только общественный контроль станет опорой в борьбе против коррупции. Отслеживание тендеров активистами, привлечение внимания СМИ и общественных организаций к нарушениям исключат возможность использования старых коррупционных схем.
Опубликовано специально для интернет-издание AGEYENKO
А почему 1:0? Ведь только в этой статье описано 2 вида нарушений. А в реальности, думаю, их в разы больше.
ОтветитьУдалитьНа практике их действительно больше. У поста будет продолжение.
Удалить