пятница, 11 марта 2016 г.

Отсутствие необходимости мотивировать решение об увольнении может быть основанием для злоупотреблений

Алена Пелипенко,
советник ILF
Кабинет Министров Украины (КМУ) предлагает предоставить органу управления по согласованию с КМУ право в одностороннем порядке временно, сроком до шести месяцев принимать решение об увольнении руководителей госучреждений, предприятий и организаций путем принятия соответствующего закона, и путем внесения изменений в Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ) и Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности». Об этом идет речь в законопроекте №4105 «Об обеспечении эффективного управления деятельностью государственных предприятий, учреждений, организаций и хозяйственных структур».

Елена Пелипенко, советник юридической фирмы ILF прокомментировала «Юридической практике» правительственные инициативы:
«Цель принятия закона обозначена как оперативное обновление кадрового состава руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций и хозяйственных структур (далее - госструктур). Прогнозируемые результаты – смена неэффективного менеджмента. Суть изменений – новое основание для расторжения трудовых контрактов, предоставление органам управления права по согласованию с Кабинетом Министров Украины в одностороннем порядке увольнять руководителей госструктур. Оперативность мероприятий обеспечивается сроком действия Закона – только шесть месяцев с момента его вступления в силу, а это значит, что смена менеджмента, скорее всего крупных госструктур, будет проведена оперативно и в этом сомнений нет, однако эффективность таких мер – сомнительна.
Следует отметить, что уже сейчас действует норма, которая дает право увольнять должностных лиц (в т.ч. руководителей) предприятий досрочно по инициативе собственника согласно подп. 5 ч. 1 ст. 41 Кодекса законов о труде (КЗоТ) – расторжение трудового договора по инициативе (решению) собственника в связи с прекращением полномочий должностного лица. При этом ст. 44 КЗоТ гарантирует уволенному по данному основанию руководителю выплату выходного пособия в размере не менее чем шестимесячный средний заработок.
В то же время Законопроект предлагает дополнить статью 36 КЗоТ новым основанием прекращения трудового договора – пунктом 7-3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ, увольнение по которому не предполагает компенсационных выплат в указанном выше размере. Фактически предложенный Законопроект идет по пути Закона Украины «Об очищении власти». При этом, если последний хотя бы устанавливает критерии, которые учитываются при принятии решения об увольнения (в частности, принятие незаконных решений, деятельность в период так называемой «преступной власти» др.). Рассматриваемый же Законопроект устанавливает единственный критерий увольнения – заключение контракта с руководителем в период до 1 января 2016 года. Причем, почему указан именно этот период, не известно.
Отсутствие необходимости мотивировать решение об увольнении может быть основанием для злоупотреблений, а, возможно, и рычагом давления на действующий менеджмент. Поэтому судебные иски после принятия данного Закона, в случае необоснованных увольнений не исключены. Таким образом «благие» намерения правительства сменить неэффективный менеджмент на более эффективный без понимания критериев оценки такой эффективности вызывает больше недоверия к инициативе, чем одобрения. В то же время хочется верить, что до принятия решения об увольнении на основании указанного Закона уполномоченными органами все же будет проведена оценка эффективности работы руководителя, а значит и установлена целесообразность его увольнения. При таких условиях конечная цель, положенная в основу принятия Закона, может быть достигнута – управление госструктурами более эффективным менеджментом».

Комментариев нет:

Отправить комментарий